Мария Гайдар: То, что после Майдана сделала Россия – аморально и трагично

22 октября 2015, 07:50
Советник губернатора Одесской области рассказала "Сегодня" о тяжелом детстве в Южной Америке, как попала в команду Саакашвили из-за дня рождения мужа, и как дать врачам зарплату в 20 тыс. грн

Мария Гайдар. Советник призналась, что Одесса — центр ее жизни и она хочет добиться тут успеха. Фото: А. Калинина

— Мария, вы уже несколько месяцев работаете на посту советника Саакашвили. Как вы попали в команду нового одесского губернатора?

— Мы с Саакашвили даже не были лично знакомы. Я приехала в Одессу праздновать день рождения мужа. В итоге нашлись общие знакомые, которые предложили нам встретиться и пообщаться. Это все обсуждалось как теория, но встреча состоялась, и вскоре Михеил сделал мне предложение стать его советником. И хотя я сразу захотела присоединиться к команде, но осознание и осмысление этой возможности заняло некоторое время, ведь у меня семья, братья.

— Как они отреагировали на переезд?

— Все случилось довольно спонтанно, но когда Селешка (8-летняя дочь Марии. — Авт.) и муж Олег приехали в Одессу, им тут очень понравилось, все влюбились в город и решили остаться. Олег тоже проникся идеей реформ и перемен, очень этому сопереживает и старается помогать. Раньше муж много лет возглавлял завод по производству фургонов, а несколько лет назад перешел в интернет-бизнес — занимается интернет-проектами и стартапами, работает удаленно. А Селе ходит в школу "Гармония" — здесь ей больше нравится, чем в Израиле, где мы жили некоторое время: вместо английского и иврита — русский и украинский, много друзей. И впервые она довольна тем, как ее кормят в школе!

— Много вещей привезли с собой?

— Я взяла семейные фотографии и почти все вещи, которые у меня были, осталась разве что посуда. А вот книги взять не смогла, и сейчас мне их очень не хватает. В моей библиотеке — Пелевин, Акунин, Толстая, много литературы по истории.

— А сейчас что-то читаете?

— Да, читаю на украинском языке книгу Сергея Лойко "Аэропорт", которую мне подписал автор, а до этого прочла Владимира Федорина "Розмови з Кахою Бендукідзе" и книгу о сравнении русского и украинского языков.

— Где обосновались в Одессе? Как проводите время?

— Мы сняли квартиру рядом с парком Шевченко. Район мне очень нравится, и Трасса здоровья рядом, где я люблю бегать. Домашние обязанности делим. Муж отвечает за еду. Особенно мы любим курицу с яблоками и рисом, запеченную в рукаве. А я — за порядок и покупки. Стирка и уборка меня успокаивают. В свободное время играем в шахматы, собираем пазлы.

— Вам и раньше приходилось переезжать — детство провели в Южной Америке, жили в Израиле. Что вам запомнилось больше всего?

— Я приехала в Боливию в 1991 году с мамой и ее мужем-художником. Это был период распада Союза — с дефицитом, темнотой, ощущением надвигающегося голода и гражданской войны. Тогда все куда-то уезжали, а у нас появилась возможность уехать в Боливию. Мамин муж писал сложные и дорогие картины. Сейчас я понимаю, что это было не лучшее место, ведь Боливия, наверное, самая бедная страна на материке, и как такового рынка искусства там нет. Там высокая материнская смертность, эпидемии холеры, отсутствие полного доступа к образованию, сильное расслоение на богатых и бедных: одни живут в фавелах (трущобах. — Авт.), без крыши, с двадцатью соседями, а другие — на виллах в благополучных районах. Но, несмотря на бедность, там очень красиво и все танцуют! В период карнавалов даже самые бедные люди покупают одежду, готовятся и отмечают праздники. Помню, даже в школе, как заиграет музыка — все начинают плясать. А учили нас больше всего музыке, религии и физкультуре.

— Только приехав в Одессу, вы говорили, что хотели бы когда-то вернуться в Россию. Эти планы в силе?

— То, что после Майдана сделала Россия, с точки зрения и аннексии Крыма, и войны, которая началась на востоке Украины, это неправильно, аморально и трагично. Я считаю, что в России вся эта ностальгия по Советскому Союзу, имперские чувства — это вредно. Сейчас Одесса — центр моей жизни, и работа для меня важна. Я очень хочу добиться тут успеха. Скажу так: даже если бы завтра режим в РФ рухнул, я все равно осталась бы здесь, продолжала бы работать.

— Вам нравятся команда и методы Саакашвили?

— Мне очень нравится его подход. Если делаем — то быстро и не останавливаясь ни перед чем. Я не понимаю, почему в Украине невозможность сделать что-то на 100% является оправданием того, что нельзя сделать хотя бы на 20—30%. Если можно пять справок дать людям уже сейчас, а не все 286, нужно начинать с пяти справок! Мы не ждем, не говорим о реформах, мы их проводим.

Реклама

— Вы курируете открытый выбор главврачей и доступные списки бесплатных лекарств. Но сами врачи говорят, что их все равно не хватает. Как так?

— Еще не все списки лекарств опубликованы. Есть также лекарства, которые относятся к благотворительности, а мы пока открыли только то, что покупают за государственный счет. В больницах есть 30% нужных лекарств, еще 40% составляет коррупция при закупках, это уже 70%. К нам обращаются люди за материальной помощью из тех больниц, в которых после проверки оказывается, что все эти лекарства были.

— И как, по-вашему, можно побороть коррупцию в медицине?

— При правильном расходовании наших ресурсов мы могли бы потянуть оказание всего объема экстренной медицинской помощи бесплатно. Еще необходимо поработать над первичным звеном — семейными врачами. Для их нормальной и эффективной работы нет условий, а ведь они могли бы покрыть 80% обращений пациентов. По врачам мы готовим проект, наподобие новой полиции. Хотим отобрать и обучить заново докторов, провести для них тренинги с местными и иностранными специалистами, а затем посадить их в кабинеты, близкие к проживанию пациентов, и дать им нормальную заработную плату.

— А откуда возьмутся на нее деньги? Есть конкретные идеи?

— В стране 1000 гривен в год выделяется на медицинское обслуживание одного человека. Из них примерно 200 грн идут на первичную медико-санитарную помощь. Если взять от этого 20 грн в месяц и дать этим врачам участок в тысячу человек, то у врачей будет 20 тысяч зарплаты! Сначала мы хотим подготовить 300—400 таких специалистов, и уже получили грант для начальных стадий этого проекта.

ТРИ ВЫСШИХ И СЕМЬ ЯЗЫКОВ

Имя: Мария Гайдар
Родилась: 21 октября 1982 года в Москве

Дочь российского политика Егора Гайдара и правнучка писателя Аркадия Гайдара имеет три высших образования, включая Гарвардский институт госуправления, владеет семью иностранными языками. В России она основала благотворительный фонд и провела реформу здравоохранения, работала на радио "Эхо Москвы", в 2009—2011 гг. была зампредседателя правительства Кировской области РФ по вопросам здравоохранения и социального развития. В июле 2015 г. одесский губернатор Михаил Саакашвили заявил, что хочет сделать Гайдар своим замом. Было принято решение назначить ее на неоплачиваемую должность советника.