Маршрутчики Одессы готовятся к бунту

11 марта 2011, 17:50
Водители требуют повысить цены на билеты и договариваются о забастовке, рассылая коллегам SMS-ки

Водилы. Запланированную на пятницу акцию протеста проигнорировали. Фото А. Запорожец

Одесские маршрутчики на грани забастовки. Водители негодуют: цены на бензин вплотную приблизились, а кое-где уже достигли психологической отметки в 10 грн./литр, но мэрия до сих пор медлит с согласованием новых, повышенных тарифов на проезд. Если цены не будут увеличены, считают владельцы и работники автопредприятий, они обанкротятся. "Уже сейчас водители массово увольняются! Дальше будет только хуже", — рассказал нам на условиях анонимности директор одного из АТП города Виктор. "До нового года я зарабатывал на своем "Богдане" 3—3,5 тысячи гривен, сейчас еле-еле до 2,5 тыс. дотягиваю. Как кормить семью?" — жалуется водитель автобуса №197 Николай. По его словам, несколько дней назад маршрутчики получили SMS от коллег, в которых шла речь о предупредительной акции: в полдень пятницы они должны на 5 минут остановить работу. К слову, именно SMS и соцсети "организовали" последнюю революцию в Египте и других арабских странах. Правда, в пятницу предупредительный флешмоб маршрутчиков так и не состоялся — из-за позиции профсоюза автоперевозчиков. Руководитель организации Владимир Чечеткин уверен, что сейчас протест может только повредить. "Вопрос находится на рассмотрении мэрии, его не сегодня-завтра решат, зачем бастовать? Мы делаем все, чтобы не допустить дестабилизации транспортной системы Одессы", — заявил он нам. Аналогичного мнения придерживается и член депкомиссии горсовета по транспорту, связи, морехозяйственному комплексу и дорожному хозяйству Сергей Кушнир: "Принципиальное согласие повысить тарифы есть, но забастовка может спровоцировать мэрию отказать маршрутчикам".

Напомним, как только в Украине резко подскочили цены на бензин, одесские хозяева маршруток заявили, что хотят поднять стоимость проезда с 1,5—2 грн. с человека до 2,5—3 грн. Свои требования АТП направили в мэрию еще в конце 2010-го, но решение до сих пор не принято. По мнению доктора экономических наук Николая Шутова, с одной стороны, претензии перевозчиков обоснованны, с другой — транспортники немного лукавят, говоря о нерентабельности их работы. "Дело в том, что в "транспортном" бизнесе Одессы вовсю процветает коррупция. По словам эксперта, только чтобы зайти на рынок и пустить по городу несколько маршрутных такси, АТП платит чиновникам откаты, которые, по его данным, составляют 50% от их прибыли. "Кроме того, нельзя точно сказать, сколько зарабатывает перевозчик, ведь на маршрутки, в отличие от трамваев и троллейбусов, билеты не печатают, — говорит Шутов. — Так что требование повысить проезд основано не только на подорожании бензина".

Реклама

К слову, мэрия уже одобрила увеличение стоимости поездки в "рогатых" — на 50 копеек. Объявлен даже тендер по выбору фирмы, которая отпечатает для "Одесгорэлектротранса" 48 млн билетов с новыми ценами.

В "СПУТНИКАХ" ПРОЕЗД ПОВЫСЯТ В 1,5 РАЗА

Проезд в автобусах и маршрутных такси дорожает и в городах области. Так, 15 февраля в Белгороде-Днестровском цены подскочили с 1,5 до 2 грн. Школьникам, учащимся ПТУ и студентам-инвалидам одна поездка обойдется в 1 грн., правда, только в учебный период (с сентября по май). Котовский горсовет 2 марта рекомендовал исполкому увеличить стоимость проезда с 1,25 до 1,5 грн. в дневное и до 2 грн. в вечернее (после 20.00) время. В Измаиле вопрос пока завис в воздухе: в феврале автотранспортные предприятия обратились к городской власти с просьбой согласовать повышение цены с 2 до 2,50 грн., но мэр заявил, что "еще рано об этом говорить". Впрочем, в отличие от одесских, измаильские перевозчики забастовкой пока не грозят. "Мы — против шантажа, — говорится в заявлении. — Но надо четко понимать, что если тариф на проезд не будет пересмотрен, то ездить будет не на чем — автобусы перестанут зарабатывать даже на топливо".