Мастерица из Донбасса создает уникальные куклы для Баскова и Пугачевой

11 января 2014, 14:00
Фарфоровые куклы Татьяны Жуковой удивляют не только в Украине, но и в ближнем зарубежье

Фарфор, сделанный Жуковой, выглядит как настоящая ткань. Фото: foto.mail.ru, liveinternet.ru

Реклама

Мастерица из Донбасса Татьяна Жукова создает уникальных фарфоровых кукол, которые удивляют не только в Украине, но и в ближнем зарубежье.

Как рассказала "Сегодня" сама мастерица, заниматься созданием кукол она начала 20 лет назад — когда переехала из России в Макеевку. "Я всю жизнь работала как художник, и фарфором вообще никогда не занималась. А когда переехала, столкнулась с тем, что в Донбассе большие залежи каолина и развито фарфоровое производство. И как-то подвернулась возможность поехать на фарфоровые заводы в Славянске и научиться этому очень сложному ремеслу".

По словам мастерицы, технология создания кукол очень сложная. Прежде всего это связанно с тем, что перед появлением куклы на свет необходимо создать модели из воска или гипса, затем перевести их в формы и несколько раз обжечь в печи. При этом каждый раз дополняя композицию и оттачивая каждую мелочь. "Техника, по которой я работаю, можно сказать, сейчас считается невозможной. Каждая кукла сделана исключительно из фарфора — ничего лишнего. Я работаю по технологии старинных мастеров, которую использовали в царской России еще в XVIII—XIX веках — все как на Императорском заводе фарфора в Питере, — заверяет Татьяна Жукова. — Как-то я привезла свои работы в Киев, так там почему-то решили, что мои работы вообще не из фарфора. Заявили, что это сделать невозможно, а потом, уже когда все изучили, поняли, что это действительно из фарфора. Долго еще удивлялись".

Реклама

ЗОЛОТО В КРАСКАХ. Образы для своих работ Татьяна Жукова придумывает после просмотра исторических фильмов или прочтения книг, а чтобы придать своим куклам большей схожести с реальными персонажами, использует натуральные красители: кобальт, различный хром и краски. "В фарфоре очень сложно воплотить цветовое решение, — сетует Татьяна. — Я работаю с натуральными красителями, а они очень специфические — их нужно обжигать в печи при температуре 1300 °C, поэтому выходят достаточно тусклые тона. Приходится как-то выкручиваться, например, обогащать золотом, которое при обжиге 800 °C придает более яркий цвет. Поэтому можно сказать, что на всех моих куклах есть золото. В последнее время дополняю композиции камнями Сваровски, но это уже дань моде".

Технологические сложности при работе с фарфором возникают не только с красителями, но и в процессе обжига. Все дело в том, что очень трудно сохранить пропорции лица и придать очертания конкретного человека. Именно поэтому некоторые куклы вполне реальные персонажи, а другие — нет. К слову, на заготовку только для одной куклы уходит более четырех килограммов фарфора, ведь в процессе сушки и обжига кукла теряет почти половину своего веса. "Иногда берешь готовую заготовку, смотришь — вылитая Натали, а после обжига уже черты лица меняются, — рассказывает Татьяна. —  В процессе сушки модель уменьшается на 10%, после обжига — еще на 20%. Естественно, работа деформируется и невозможно предугадать, что получится в конечном результате".

ПРИЗНАНИЕ. За свою карьеру мастерица создала свыше 200 уникальных кукол, на изготовление каждой из которых уходит более месяца. Кстати, эксклюзивные работы пользуются очень большой популярностью у знаменитостей. "В Москве раньше был салон, в который приходил практически весь российский бомонд, брали и присматривали себе или на подарки понравившиеся вещи. Мои куклы уходили ко многим звездам, например, к Баскову, Повалий, Пугачевой. Даже не могу перечислить всех", — говорит мастерица.

Реклама