"Матрица" для донецких ЖЭКов

16 февраля 2009, 11:02
В городе проводится широкомасштабный эксперимент по контролю услуг ЖКХ

Так выглядит диспетчерский центр

Аховая стоимость коммунальных услуг для народа заставила управляющие компании, перехвативших в результате реформы у старых ЖЭУ функции заказчика услуг, задуматься о точном учете расхода воды и тепла. Управляющая компания "Содействие" впервые в Донецке завершает эксперимент по энергосбережению, пока — в рамках одного девятиэтажного дома на улице Козыря, 15 (мкрн. Широкий). В подвале установили специальные датчики, с помощью которых информация с водомеров и теплосчетчиков направляется в единый диспетчерский центр. А там уже на экране компьютера можно видеть, сколько воды и тепла и какого качества потребляет конкретный дом. Объемы реально полученных услуг делятся на количество жителей — и, пожалуйста, плата только за реально потребленные услуги. Как рассказал гендиректор управляющей компании, решившейся на эксперимент, Арослан Самирханов, если опыт окажется позитивным, то его распространят и на остальные дома-подопечные. В микрорайоне Широком под управлением "Содействия" находятся еще 20 домов в коммунальной собственности, 11 жилищно-строительных кооперативов и один дом под управлением объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
Система должна позволить всем жильцам снизить суммы счетов за тепло, а тем, кто не имеет счетчиков – еще и за воду. "Мы узнаем фактическое потребление воды, ее давление на входе. Это сильно скорректирует цифры, — разъясняет Самирханов, – Например, в декабре в одни сутки дом в среднем потребил 25,9 куб. м. Делим на 198 жителей, получаем 0,13 кубометров на человека или 130 литров в сутки. А нынешняя норма на человека в сутки — 270-300 литров. Цена за воду – 4,92 грн. за куб. Это значит, что человек, даже не имея счетчика может платить, например, не 13 грн., а 4 грн. в сутки. Это очень примерные цифры, но то, что придется платить в несколько раз меньше ¬- факт" — спрашивает Арослан Александрович. Руководитель разработчика программного обеспечения программы компании "Контакт-ЛТД" Юрий Капелюш разъясняет, теперь можно отслеживать температуру воды на входе в дом, а также дистанционно закрывать-открывать задвижку в случае аварий.
Сейчас же главная техническая задача — провести интернет-каналы, через которые возможна передача информации со счетчиков на диспетчерский центр. Уже идут переговоры c интернет-провайдером, который будет обслуживать Широкий. Так что еще месяц-другой — и жители дома на ул. Козыря, 15, начнут платить за тепло и воду по-новому.
Едва ли не главная проблема проекта — финансирование. Управляющая компания осуществляет эксперимент за свой счет. Обошелся он "Содействию" в 45 тыс. грн. Но с жителей на эти цели денег не брали ¬ – народ еще не в курсе проекта. Облгосадминистрация уже поддержала проект, но денег пока не дает. "Если в системе будут участвовать несколько домов, то система учета на каждый дом будет стоить уже 25 тыс. грн. Но это того стоит — ведь речь идет о качестве услуг для населения", — отмечает Самирханов.

Жесткая экономия в рамках одного дома

Реклама

Новшество, одобренное Донецкой ОГА, называется "Централизованная информационно-техническая система учета расходов энергоносителей для жилых домов мкрн. Широкий". Кроме этой программы, компания "Содействие" во всех своих дома ввела систему энергосбережения. В подъездах всех домов стоят энергосберегающие лампочки, которые включаются и выключаются автоматически. Экономия — 50%.

Татьяна Дубовая