Мечтают о метро и низком трамвае

5 мая 2009, 18:42
Особенные люди. Каким видят Харьков люди с ограниченными возможностями.

Инватакси, фото А.Венчука

Любимый город глазами людей с ограниченными физическими возможностями далек от наших представлений о комфортных прогулках, походах в магазин и поликлинику. Ровно год назад мы попытались на своей шкуре прочувствовать, как передвигаться по городу на инвалидной коляске — через бордюры, в магазин и спускаться в метро. Сев в коляску, мы попытались добраться из Ботсада до зоопарка. Высокие бордюры, необорудованные спуски в подземные переходы, недоступный общественный транспорт. С помощью добрых людей и порой крепкого слова маршрут мы преодолели за 4 часа. Для обычного человека на это обычно уходит минут сорок. С тех пор не поменялось ровным счетом ничего.

"Работы инва-такси недостаточно. Наша мечта — доступный для людей в инвалидных колясках гортранспорт", — говорит вице-президент организации инвалидов "Креавита" Елена Шингарева. По ее словам, харьковские власти недавно купили несколько низкопольных автобусов. Однако низкой посадкой, чтобы в салон мог заехать человек на коляске, в идеале должны быть оборудованы и трамваи, и троллейбусы. Но, не взирая на постоянные обещания мэрии, пока в такую фантастику мало кто верит. "Мэр пообещал, что трамваи харьковского производства будут низкопольными, но когда это будет, никто не знает", — говорит Елена. Если с автобусами-троллейбусами проблему при желании чиновников можно решить, то метро люди с ограниченными возможностями называют "тотально недоступным". Попасть безопасно в подземку колясочники могут только с помощью специальных лифтов, на которые нужны миллионы. Швеллеры, которые есть в метро, предназначены для тачек, а не для людей.

Реклама

У незрячих людей — свои проблемы. "Озвучка" переходов, которую обеспечили власти, мало что решила. "Не хватает специального сопровождения для таких людей, которые самостоятельно не могут отыскать нужный кабинет, написать какое-то заявление, расписаться", — рассказал директор "Социально-реабилитационного центра незрячих" Сергей Москалец. В Харькове 3 тысячи незрячих людей, для которых есть всего 8 сопровождающих. "Мы работаем с Центром занятости, который присылает к нам безработных. Обучаем их пару дней, а больше и не надо, ведь работают они у нас по две недели, а потом находят работу. В развитых странах ассистентов готовят при поддержке муниципалитета, работают они десятки лет", — приводит пример Москалец.

В мэрии говорят, что знают о проблемах харьковчан с ограниченными возможностями, уже три года кряду пытаются решать проблемы доступа к транспортной системе города. По словам вице-мэра Игоря Шурмы, такие проблемы не решаются быстро, из-за того что не хватает чиновников, которые бы ставили на один уровень себя и людей с особенными потребностями. "Я считаю, что для людей с особенными физическими возможностями не хватает чиновников, которые бы ставили и себя, и этих людей на один уровень. Нужно сделать город и государство доступными для всех. Чиновнику нужно думать постоянно: если делаешь пешеходный переход, то нужно опускать бордюр, чтобы человек мог его преодолеть. Власти в нашем городе всего хватает".

ГДЕ ТРУДНЕЕ ВСЕГО
К сожалению, хоть власти города и пытаются решать проблемы равного доступа всех харьковчан ко всем местам общественного пользования, все же в нашем городе хватает "недосягаемых" мест. И такой список, по словам Елены Шингаревой, возглавляют, как ни странно, школы. "Также в Харькове большая проблема с пешеходно-тротуарной зоной: высокие бордюрные камни и отсутствие пандусов не дают возможности нормально спускаться на колясках. Третьи в списке — подъезды жилых домов: пандусами обзаводятся только новострои. Старые дома грешат отсутствием условий для инвалидов.