"Мертвый груз" на миллиарды гривень застрял в одесском порту

8 декабря 2008, 07:33
Экспедиторские компании грозят обратиться к услугам румынской Констанцы.

Фото А. Лесика

В Одесском порту — контейнерный коллапс. Предприниматели просто отказываются забирать свои товары из-за повышения стоимости растаможки. Сегодня на терминалах порта скопилось уже около 35 тысяч контейнеров с импортными товарами на миллиарды гривен. Нагромождение груза грозит порту полной остановкой. Однако руководство порта опасается другого — экспедиторские компании могут и вовсе обратиться к услугам румынской Констанцы, где таможенники более сговорчивы, а терминал быстро развивается.

"Только шесть лет назад мы были с Румынией на одном уровне, а сейчас они разгружают почти в два с половиной раза больше контейнеров", — говорит начальник порта Николай Павлюк. Кроме большой территории и удобных условий расположения, в румынском порту на порядок ниже таможенные пошлины.

Реклама

По словам первого замначальника Южной таможни Александра Полищука, плата за растаможку больше не вырастет: "Мы просто приблизились к ценам, которые установлены в других регионах. Люди просто должны научиться играть по новым правилам рынка. Кроме того, стоимость растаможки будет колебаться в зависимости от цены самого товара. Для определения стоимости у нас создана специальная комиссия. Пошлина составляет не более 5% от цены товара". Проблемы портовиков и предпринимателей-импортеров таможенник объясняет колебаниями курса доллара и падением спроса на товар.

Пока же одесский терминал забит до предела. "Сегодня из 20 существующих позиций для контейнеров занято уже 15. Если так пойдет и дальше, то порт может остановиться, — говорит Николай Павлюк. — Если в предыдущие годы таможня оформляла в ноябре месяце до 700 контейнеров в день, то сейчас — не более 550. Несколько экспедиторских компаний уже прекратили работу в Одесском морском торговом порту, а предприниматели в свою очередь продолжают отказываться от контейнеров. Только за последний месяц в порту оставили 225 контейнеров, а всего скопилось уже 625 брошенных контейнеров".

Тем временем рабочие порта хранят спокойствие: "Зарплату нам пока не задерживают, а сокращений не планируют. Посмотрим, что будет дальше, а пока коллектив порта работает в обычном режиме", — рассказывает докер Виталий.

Реклама

"СЕМЕРКА" ТЕРПИТ УБЫТКИ. Проблемы с растаможкой больно ударили по промрынку "Авангард", более известному как "7-й километр". "Сегодня из 1200 контейнеров растамаживаются только 120. Вещи залеживаются, — говорит замдиректора рынка Анатолий Берладин. — Для предпринимателей это огромные убытки".

Как уже не раз заявляли торговцы "семерки", в порту простаивают в том числе контейнеры с новогодними игрушками, которые вот уже через пару недель никому не будут нужны и останутся лежать мертвым грузом.