Место катастрофы "Боинга" год спустя: керосиновое амбре, мягкие игрушки на траве и тихая скорбь

17 июля 2015, 07:46
Жители села Грабово установили памятник погибшим пассажирам рейса Амстердам – Куала-Лумпур

Фото: К. Иванов

Реклама

В прошлом году 17 июля, днем, над Шахтерским районом в Донецкой области шел небольшой дождь. Он смочил дороги, успев превратить грунтовки в непреодолимое месиво, умыл от пыли подсолнухи уже и поднявшуюся пшеницу. В пять часов вечера в блестящие от дождя заросли упали дымящиеся части "Боинга" с рейса МН-17, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур. Туда же упали тела погибших пассажиров и экипажа. Всего 298 человек летели рейсом МН-17, не выжил никто.

Через год после трагедии так и не были озвучены официальные результаты расследования международных экспертов, которые должны были сказать, почему лайнер развалился в воздухе. Версий произошедшего – десятки, если не сотни. Сегодня.ua побывала в селе Грабово, возле которого год назад произошла трагедия, и поговорила с местными жителями.

Реклама

Такой же дождь и те же подсолнухи, а вот пшеницу пока не засеяли. Только весной поисковые работы на месте трагедии были завершены, и поле наконец вспахали для озимых. В воздухе ощущается почти неуловимый запах. Авиационный керосин. Он пропитал землю и по вечерам, как говорят местные жители, амбре усиливается.

От основной дороги местные мужчины делают дорожку прямо на выжженную полянку, на которой за год так ничего и не выросло, разве что немного зарослей вьюнка прикрыли страшное место. Глава Грабовской райадминистрации Владимир Бережной поясняет: дорожка будет вести к памятнику жертвам, открытому в годовщину трагедии.

"Это будет гранитный камень с табличкой, освященный нашим батюшкой", – говорит Бережной. Он, как и все грабовчане, до сих пор считает, что не иначе Божье провидение отвело падающий самолет от жилых домов. Хотя страху в тот день прошлого года натерпелись все: через крыши в комнаты падали фрагменты самолета и погибших людей, на месте падения вспыхнул пожар, который перепуганные сельчане пытались сначала заливать водой. В течение всего года православные жители Грабово поминали в церкви погибших иноверцев, невзирая на различия религий.

Реклама

На православном кресте с надписью "Спаси и сохрани", установленном на въезде в Грабово, прикреплены две фотографии. На одной – веселое лицо молодого человека, на второй – этот же парень с девушкой. Парня звали Рейн Шпекен, молодой голландец вместе со своей подругой навсегда остались в крохотном селе Грабово, где живут 650 человек – всего лишь в два с лишним раза больше, чем погибло пассажиров в "Боинге". Фото привез отец Рейна – Регинальд Шпекен. Местные жители вспоминают его как молчаливого мужчину, героически сдерживавшего слезы, который приехал в чужую страну взглянуть на место гибели сына.

Грабово отошло от трагедии: на пробитых крышах появились яркие заплатки, заборы подровняли, пожженные виноградники привели в чувство, собаки перестали в панике лаять на всех подряд.

Уже не слышно звуков выстрелов неподалеку, как в прошлом году, когда украинские военные и боевики "рубились" за Дебальцево, а из-за границы области в село доносились отголоски боев на Луганщине. Грабовчане любят тишину, молятся за нее в своей старенькой церкви и мечтают о мире. О версиях произошедшего предпочитают не говорить, ссылаются, мол, не знаем, но периодически всплывают уж совершенно экзотические.

"В тот день, 17 июля, иду я по дороге – и тут страшный гул, просто невыносимый начался. Я подняла голову – самолет летит низенько, прямо в направлении домов. Но потом его как-то развернуло и он упал на поле. У меня ноги отказали, сердце заболело – как добежала до двора не помню. Сердце после этого болеть начало, – вспоминает наша собеседница Надежда Александровна. – Люди бегали, кричали. В первом дворе загорелось сено, сразу везде потухло электричество и вода сразу исчезла, потому что у нас рядом скважина и работают насосы. Нет электричества – не работают насосы – нет воды. Уж не знаю, откуда люди воду носили, но бегали и заливали пожар".

От страшного пожара почернели деревья, осколки самолета лежали чуть ли не в каждом огороде. Даже год спустя спасатели еще находили фрагменты тел, вещи погибших пассажиров. Одну из них – игрушечного мягкого медвежонка – поселили у подножия креста. Детские игрушки лежат и на поляне, где упал двигатель лайнера.

"Жалко всех, очень жалко!" – говорят местные жители. Они ждут родственников погибших пассажиров рейса МН-17, но говорят, что вряд ли те приедут – Малайзия слишком далеко, Нидерланды ближе, но горе там привыкли переживать не на людях, а в узком семейном кругу. В Грабово сделали все что могли, отдав дань ушедшим обратно на небо пассажирам "Боинга", и просят Бога только об одном – чтобы не повторилось.