Металлурги Донбасса ждут марта и роста цен на сталь

22 января 2009, 11:50
На внешнем рынке спрос на металл растет, но не так быстро, как хотелось бы нашим меткомбинатам.

В последние три недели мы с радостью отмечали — цены на продукцию сталеваров понемногу шли вверх (газета по вторникам отслеживает цены на слябы и квадратную заготовку, готовые к отправке иностранным покупателям). Положительная тенденция, хоть и не ярко выраженная, тем не менее, налицо. "Сегодня" выяснила, повлияли ли позитивные изменения на рынке на положение наших производителей и на жизнь простых рабочих.

"СОЦИАЛКЕ" НЕ СВЕТИТ. Оживление на рынке весьма специфическое. Начальник пресс-службы ММК им. Ильича Сергей Магера говорит, что иначе и быть не может, так как продукцию приходится продавать ниже себестоимости. "Трудно назвать оживлением ситуацию, когда приходится работать с отрицательной рентабельностью. Естественно, трудно ожидать изменений в социальной политике, которая финансируется из прибыли", — сетует собеседник.

Реклама

На Донецком металлургическом — аналогичная ситуация. Председатель профкома ДМЗ Борис Давиденко рассказал, что цены на заготовки, возможно, и растут, но на сортовой прокат сейчас практически нет заказов. "Завод готов работать на 100% своих мощностей, правда не хватает покупателей для нашей продукции. Правительство советует обратить внимание на внутренний рынок, но пока нам удается продавать только листовой прокат и чугун — их и производим", — говорит он.

Луганские металлурги комментируют в том же ключе. "Квадратная заготовка — единственный вид продукции, который был востребован в этот период, когда был спад производства во время рождественских каникул, когда весь мир выжидал, что будет. Это самый простой вид продукции и он, как правило, всегда востребован. Рост цен на нее — это не показатель", — рассказали нам в информационном отделе Алчевского меткомбината (АМК).

БЕЗ ПРЕМИЙ И В ОТПУСКАХ. На кризис предприятия отреагировали по-разному. На ММК им. Ильича обошлись "малой кровью": работников не сокращали, а просто урезали зарплату и список социальных благ (довольно длинный, кстати, в докризисные времена. — Авт.). Если в сентябре средняя зарплата по комбинату составляла 3 000 гривен, то сегодня 1 900. "Те , кто в вынужденном простое, все равно получают оклад, хотя и без надбавок — подчеркивает Сергей Магера. —У тех же, кто задействован в производственном процессе, зарплата на прежнем уровне". Работники предприятия на жизнь особо не жалуются, правда, работница аглофабрики ММК рассказала, что ей в декабре отказали в выдаче беспроцентной ссуды на покупку новой мебели. "Но это не страшно, — уверена она. — Главное, что зарплата осталась почти прежней".

Реклама

А вот на ДМЗ с Нового года массово отправили народ в неоплачиваемые отпуска. Виктория Фомина и ее муж работают на ДМЗ. Вика сейчас находится в декретном отпуске, муж работает сварщиком. "Мужу перед Новым годом даже аванс не дали. Обещают со дня на день зарплату за декабрь. С Рождества и по 2 февраля отправили в неоплачиваемый отпуск . Как мы выживаем? Если честно, то на мои "детские" деньги", — рассказывает она. Кстати, если до кризиса зарплата мужа была 2 500 гривен, то сегодня дотягивает едва до полутора тысяч .

На АМК сейчас работают в плановом режиме, цеха действуют все. Штат на предприятии не сокращали, единственная мера экономии — убрали премии и надбавки и отправили часть персонала в отпуска. "Руководство подошло очень гуманно, у нас как работала медстраховка, так и работает, больничные листы оплачиваются", — рассказали в профсоюзе комбината.

ВСЕ ЖДУТ. Металлурги говорят, что ситуация в металлургии критическая, но не безвыходная. "Оттепели" ждут в марте, когда вернутся заказы. Но независимые аналитики осторожны. "Да, весной обычно продукция сталеваров пользуется большим спросом. Но главная проблема — Китай. Внутренний рынок у них очень объемный, и у них хватит возможностей полностью вытеснить другие страны с внешних рынков. И мы первые в очереди на вытеснение", — говорит доктор экономических наук, профессор, директор Донецкого филиала Национального института стратегических исследований Украины Юрий Макогон.

Реклама

ПУТЕВКИ В РАССТРОЧКУ И ТАЛОНЫ НА ЕДУ

"Наши работники привыкли до наступления кризиса массово брать кредиты в банках и тратить их на нужды своей семьи, а теперь им непривычно в чем-то себя ограничивать в условиях безденежья. Ведь зарплаты на заводе сократились из-за падения производства, но мы все равно стараемся финансово приободрить людей. Например, путевки в наши санатории сейчас можно брать в рассрочку: то есть, человек едет отдыхать хоть завтра, а деньги за это будет отдавать следующие полгода. Также мы ввели талоны на питание в столовой — за обеды можно рассчитываться из следующей зарплаты, а на проходной работает продуктовый магазин с довольно низкими ценами, чтобы человек брал еду домой под роспись в ведомости за счет будущего заработка. Еще у заводоуправления есть список остронуждающихся, чтобы выдавать денежную помощь тем, кому даже не за что добраться на работу — например одиноким родителям или заводчанам из других городов", — рассказал нам председатель профкома ДМЗ Борис Давиденко.

Татьяна Дубовая