Мифы одесского графского дворца

25 марта 2008, 08:49
Говорят, что Пушкин, забираясь ночью через окно к любовнице, супруге графа, своим каблуком разбил тут подоконник, а в подземелье дворца обитают духи и привидения

Жемчужина архитектуры. Михаил Воронцов построил в Одессе дворец в лучших традициях того времени, фото А. Лесик

На том самом месте, где некогда располагалась Хаджибейская крепость, в 1826 году было начато грандиозное строительство – даже по меркам расцветающей, видавшей виды Одессы. Итальянский архитектор Франц Боффо по заказу генерал-губернатора Новороссийского края и наместника Бессарабской области графа Михаила Семеновича Воронцова спроектировал роскошный дворец, строительство которого продолжалось два года на Приморском бульваре. Но несмотря на этот общеизвестный факт, в Одессе до сих пор гуляет одна популярная легенда.

ПОДОКОННИК ПУШКИНА. Каждому одесситу известна история об ухаживаниях ссыльного поэта Пушкина за женой графа Воронцова – Елизаветой Ксаверьевной, первой красавицей города. Еще недавно вокруг дворца на Приморском бульваре расхаживал некий старикан из разряда "городских сумасшедших", который любому желающему демонстрировал надломанный мраморный подоконник у одного из дворцовых окон первого этажа. По легенде, якобы именно в это окно ночами проникал в спальню графини молодой Александр Сергеевич. А повреждения на мраморе – результат работы тяжелых каблуков его обуви. Молва уверенно связывает этот миф с дворцом Воронцова, несмотря на то, что здание стали возводить спустя два года после отбытия Пушкина из Одессы. И если Александр Сергеевич действительно тайно лазал в спальню к госпоже Воронцовой, то вовсе не здесь, а в особняке на углу нынешних улиц Пастера и Торговой, который был снят казной для генерал-губернатора на четыре первых года с момента его прибытия в Одессу в июле 1823-го.

Реклама

КАМИН ИМПЕРАТОРА. Вокруг личности Воронцова ходил и еще один миф — одесская молва, снова путая факты и время, стала приписывать князю, который скончался в 1856 году, инициативу возведения "Тещиного" моста. Судачили, что Воронцов распорядился построить этот мост якобы для упрощения визитов любимой тещи во дворец. Но, как известно, на самом деле мост был построен в 1967 году.

В большой гостиной дворца находится немой свидетель другой тайны – гибели императора Павла Первого. Роскошные межкомнатные двери, ставни и камин были привезены из Михайловского замка в Петербурге, бывшей резиденции Павла, и некогда располагались в спальне императора, где произошло убийство. Раритеты были проданы графу Воронцову, и теперь камин остался единственным свидетелем смерти Его Величества, поскольку спальня в Михайловском замке была замурована, чтоб затруднить возможность ее обнаружения. По легенде, именно на этот камин опирался бедный Павел в предсмертных судорогах в ночь покушения.

ТУРЕЦКИЕ ТАБЛИЦЫ. Но самый интригующий дворцовый миф связан с историей двух огромных таблиц с "арабской вязью", которые и сегодня располагаются на фасаде здания у центрального входа. До последнего времени "письмена" считались "нечитаемыми". Признавались за изящную и бессмысленную стилизацию под восточный орнамент. Загадка текстов этих таблиц оставалась нераскрытой на протяжении ста семидесяти лет.

Реклама

"Письмена" на фасаде дворца путеводители по городу упорно именовали "арабскими". В связи с этим даже возникли домыслы, будто нынешний Воронцовский дворец частично состоит из древней "турецкой мечети, составлявшей часть Хаджибейского замка", а "внутри здания сохранилась витая лестница, которая вела на минарет".

На самом деле таблицы оказались ничем иным, как трофеями, привезенными Михаилом Семеновичем из павшей в 1828 году турецкой крепости Варна. Их вмонтировали в фасадную стену Турецкой комнаты на почетном месте у входа по старинной восточной традиции.

ПОДЗЕМЕЛЬЕ С ДУХАМИ

Реклама

Под самим дворцом располагается еще один источник дворцовых мифов и легенд – подземный ход длиною в 140 метров. Именно он, по заверению пионеров-очевидцев (в начале 1960-х в здании открылся Дворец пионеров и школьников), послужил пристанищем для привидений и духов, которые своими криками из-под полов препятствовали работе фотокружка в одном из подвальных помещений. Сегодня эта подземная галерея спелеологами группы "Поиск" признана самой старой из сохранившихся в Одессе.

СОПЕРНИК ОКАЗАЛСЯ НА СТЕНЕ

Только совсем недавно историкам удалось расшифровать надписи на табличках. Оказалось, что одна из них написана на старотурецком языке, а другая на "латыни" Османской империи — на персидском.

"Хешмат Алла, который достоин быть нужным для государства, лишь украшающего собой бытие. Фартане в том числе вошла в историю, как совокупность хитрости. Яркирки Сатин Ахмади. произведение хана Махмуда. Нури, 1240 год".

1240 год мусульманского календаря хиджры соответствует периоду с августа 1824-го по июль 1825 года христианского летоисчисления. Титул "хан" в сочетании с титулом "султан" употреблялся в Турецкой империи исключительно по отношению к ее правителям. Значит, авторство этих текстов принадлежит самому султану Махмуду Второму!

Для Михаила Семеновича Воронцова этот султан был основным соперником во всех его восточных и балканских походах. Именно в период правления Махмуда Второго (1808-1839 гг.) были созданы эти таблицы, водружены на стенах Варны, а потом сняты после ее капитуляции. Именно этот султан слыл покровителем культуры и искусств в Турции, а также автором кардинальных реформ в трещавшей по швам империи. Знаменитый дворец Бейлербейи в Стамбуле – так же его работа.