Минтранс заберет порт у Аккермана

5 июня 2009, 14:13
Белгород-Днестровский морпорт хотят подчинить Ильичевску

Морской порт Аккермана может лишиться статуса порта. По крайней мере, именно так расценивает руководство райцентра последнее заявление министра транспорта и связи Украины Иосифа Винского. По его словам, статус порта сохранят только те предприятия, которые перерабатывают более 5 млн тонн грузов в год. "Я считаю, что лучше иметь 10 современных и эффективных портов, чем 20, но упадочных", — заявил министр. А показатель Белгород-Днестровского порта — 1 млн 100 тысяч тонн грузов в год. В связи с этим эксперты не исключают его переподчинение более крупному Ильичевскому порту.

"Укрупнение портов — обычное дело в международных морских перевозках, — поясняет кандидат экономических наук в области морского транспорта одессит Валерий Приходько. — Так просто удобнее. Очевидным плюсом является сокращение бюрократических структур и специализация портов, приносящая увеличение грузоперевалки. Минус такого решения в том, что города "переподчиненных" портов лишаются части своих доходов, которые теперь будут идти по другим адресам. Но не надо путать укрупнение с лишением статуса "морского". Это же абсурд. Никто не может запретить порту принимать морские суда, когда все ресурсы для приема таких судов есть. Речь идет лишь о его превращении в обычный портовый пункт с администрацией в Ильичевске или Южном".

Реклама

Однако заявление министра транспорта серьезно встревожило мэра Б.-Днестровского Николая Доценко. "Это чьи-то подковерные политические интриги. Если наш порт лишат морского статуса и превратят в портовый пункт, город лишится тысяч рабочих мест, отчислений в местный бюджет, такое решение подорвет экономику города. Да, в начале 90-х порт пришел в упадок, однако сейчас им управляет очень энергичный профессионал. Начальник порта Александр Соборов добился повышения показателей. В порту появляется новая техника, он впервые приносит доход в госбюджет. Средняя зарплата у докера три тысячи гривен, тогда как по городу — тысяча двести гривен. Если такой проект будет рассматриваться, мы непременно опротестуем его и дойдем до Кабинета министров", — возмущается мэр портового города.

Между тем в министерстве транспорта тревоги г-на Доценко считают необоснованными. "Действительно министр в очередной раз подтвердил свой курс на укрупнение портов. Это экономически выгодно, и определенные шаги уже сделаны. Например, Генический порт вошел в структуру Бердянского морского порта, Усть-Дунайский — в структуру Измаильского порта. Но о переподчинении конкретно Белгород-Днестровского порта министр не говорил", — уточнил сотрудник пресс-службы Минтранса Остап Соколюк.

КАПИТАНЫ НУЖНЫ, А МАТРОСЫ – НЕТ

Реклама

В отличие от морских портов, которые контролируются и финансируются государством, украинские моряки предоставлены сами себе. У выпускников мореходных училищ нет гарантированного права на дальнейшую работу по специальности. "Начиная с третьего курса, большинство курсантов подыскивают себе рабочие места. Лучше, если ты в ходе обучения сходишь в парочку рейсов кадетом-стажером. Тогда есть шанс, что тебя наймет по специальности какая-то крюинговая компания", — говорит курсант Одесского среднего мореходного училища Олег Федоров. А по словам директора крюингового агентства "Нью-лайн марин" Игоря Падалко, за последние три месяца упал спрос на украинских матросов. "Несмотря на то что на рынке грузоперевозок очевидный спад, украинские капитаны, механики и штурманы по-прежнему востребованы. Кризис коснулся только специалистов низшего уровня", — пояснил директор агентства.