Мраморные девы Одессы: пивная королева, дама с колесом и девушка с петлей на шее

28 ноября 2016, 07:05
Знакомимся с застывшими в мраморе женщинами, оставившими свой след в архитектуре

Специалистам до сих пор не удалось прийти к единому мнению о значении переплетающейся веревки, которая обвивает горло молодой девушки

Женщин в Одессе любили во все времена. Здесь Екатерина Великая основала город и дала ему женское имя, здесь Александр Пушкин влюбился в жену графа Михаила Воронцова, а число подруг самого графа не сосчитает ни один историк. Даже алкогольные напитки называли в честь одесситок, а фасады домов нередко украшали женскими образами. Так, греческие кариатиды помогают атлантам держать своды, богини следят за порядком и сменой дня и ночи, женские маскароны с петлями на шее напоминают о печальных событиях, а пивную королеву увековечили на стенах родовых поместий. Обнаженные и в мраморных одеждах, реальные люди или мифические героини — все они неотъемлемая часть Южной Пальмиры. Сегодня мы прокатимся по самым интересным местам, где скульпторы и архитекторы изображали женщин.

ПЕТЛЯ НА ШЕЕ. СКОРБЬ ИЛИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Реклама

Судя по старым фотографиям дома в самом начале улицы Маразлиевской, на крыше в угловой части здания ранее располагались большие скульптуры орлов и льва. До наших дней они не сохранились, но для новых поколений одесситов дом Луцкого оставил одну достопримечательность-загадку. В той же угловой части, над окнами четвертого этажа, все еще можно увидеть один из самых крупных маскаронов в Одессе — девушку с петлей на шее. Специалистам до сих пор не удалось прийти к единому мнению о значении переплетающейся веревки, которая обвивает горло молодой девушки. По одной из версий, маску создали в память о дочери владельца особняка: историки утверждают, что она повесилась. По другой версии, маска предупреждала, что в этот дом заманивали молодых девушек, а потом по катакомбам переправляли в порт и оттуда на корабле — в турецкие гаремы.

Ул. Маразлиевская, 2
Старт

СТАРАЯ БИРЖА. СИМВОЛЫ ДОХОДА И ВЕЧНОСТИ

Реклама

В нынешнем здании городского совета на Приморском бульваре в XIX веке находилась биржа. В первоначальном виде по бокам от главного входа располагались два окна — в два этажа высотой. Когда здание захотели расширить и начали перестраивать, окна заложили и на их месте сделали ниши, в которых обосновались скульптуры богов Меркурия и Цереры. Вдвоем они символизируют главные составляющие процветания Одессы — торговлю и плодородие.

А над главным входом расположилась еще одна женская скульптурная композиция. Так, главные часы города охраняют две женские фигуры, которые символизируют день и ночь. Говорят, вместе с часами женщины символизируют быстротечность времени и его непрерывность.

Пл. Думская, 1
900 м

МОЗАИКА НА ФАСАДЕ. ДАМА С КОЛЕСОМ

Реклама

Дом в стиле среднеевропейского ренессанса появился на углу Екатерининской площади в начале XX века. Он отличается от соседних ступенчатым фронтоном-пирамидой над четвертым этажом. Мозаика на фасаде здания — современница дома, а в советские времена ее несколько раз закрашивали. Здесь изображена девушка, которая держит в руках кадуцей (жезл Меркурия) и длинную трубу — атрибут славы. А опирается прелестница на большую шестеренку. Одесситы предполагают, что так изображена Екатерина Великая или Одесса вместе с символами своего процветания: техническим прогрессом и торговлей. Впрочем, краевед Нина Бондаренко утверждает, что это богиня Ирида — предвестница утренней зари.

Ул. Екатерининская, 1
1200 м

КАРИАТИДЫ. БЕЗ РУК ПОДДЕРЖИВАЮТ СВОД ДОМА

В конце XIX века на месте торговых рядов возле Оперного театра стали строить жилые дома. Одним из них стал дом Василия Навроцкого, главного редактора газеты "Одесский листок". Чтобы разместить редакцию газеты в своем доме, главред даже добавил третий этаж к зданию. Последний, четвертый этаж, появился уже в наше время. К слову, на башне дома изначально находились часы, однако после реконструкции возвращать их на место не стали. А вот прекрасными обнаженными кариатидами на эркере второго этажа одесситы могут любоваться и по сей день. По иронии судьбы, девушки, чье предназначение поддерживать своды здания, лишены рук.

Ул. Ланжероновская, 8
1660 м

ДОМ ЛИБМАНА. ОЛИМП В ЦЕНТРЕ ГОРОДА


Здание на углу Соборной площади и Преображенской улиц принадлежало предпринимателю Бернгарду Либману, который продавал в Одессе хлеб и сладкую выпечку. На первом этаже своего особняка Либман открыл кондитерскую, которую часто посещали писатели Александр Куприн и Эдуард Багрицкий.

Крышу 5-этажного дома архитектор украсил множеством мраморных ваз и женских скульптур. На крыше, например, расположилась целая плеяда греческих богинь: Деметра, Фортуна, Флора и Ирида. К сожалению, некоторые скульптуры из-за отсутствия денег на реставрацию разрушаются. Такая же участь постигла и вазы. По бокам от главного входа в угловую парадную сохранились два удивительных подсвечника в виде крылатых женщин: их в кузнице выковали молодые еврейские мастера.

Ул. Преображенская, 23
2390 м

МАТИЛЬДА КЕМПЕ. ПИВНАЯ КОРОЛЕВА


Трехэтажный дом хозяйки пивоваренного завода Матильды Кемпе появился на углу Старопортофранковской в начале XX века на месте старой мельницы. Архитектор Розенфельд украсил дом цветочным орнаментом и, что не часто бывало в те времена, установил на углу дома медальон с профилем самой домовладелицы. Интересно, что один из сортов пива, которое варил завод, тоже назывался в честь хозяйки — "Матильда Кемпе".

Ул. Тираспольская, 37
3890 м