Мультфильмы из детского конструктора: Майдан и бандеровцы

23 сентября 2014, 04:19
На минутную анимацию уходит не менее недели

Фото: из архива Р. Псарюка

Реклама

28-летний юрист Роман Псарюк — единственный в Одессе и один из немногих в Украине мастеров, создающих мультфильмы при помощи детского конструктора. "Сегодня" познакомилась с аниматором и узнала, как рождаются его мультики.

ИГРА ИЗ ДЕТСТВА. Неудивительно, что в детстве любимой игрушкой нашего героя был конструктор. "Когда я был совсем маленький, детальки были деревянными, железными. Они были не такими интересными, как современные, но из них тоже можно было создавать модели", — рассказывает "Сегодня" Роман. И добавляет: когда в середине 90-х он впервые увидел в витрине магазина яркий, пластиковый конструктор — сразу начал его коллекционировать. Впрочем, даже став взрослым и выучившись на юриста, одессит не забросил свое хобби. Полтора года назад у нашего героя наконец собралось достаточное количество мини-фигурок и деталей для съемки. Тогда и появился его первый 26­-секундный мульт "Snape’s mis­take" по мотивам книги о юном волшебнике Гарри Поттере. "Я стал просматривать видеоуроки по созданию анимации, разбираться с монтажными программами", — рассказывает Роман. К слову, создавать мультфильмы оказалось не просто: нужно было не только расставить фигурки, но и написать сценарий, подобрать костюмы. А у загруженного делами служителя Фемиды на хобби оставалось не так уж много времени: снимать приходилось по ночам. Впрочем, по словам мультипликатора, для анимации нужно было специальное освещение, которое в полной мере воссоздавалось только в темное время суток. "У меня правило — нормально высыпаться раз в неделю", — смеется юрист-аниматор.

ЮВЕЛИРНАЯ РАБОТА. Мастер признался "Сегодня", что на минутную анимацию уходит не менее недели. И это без учета работы над идеей, сценарием, созданием антуража. После начинается ювелирная работа. Поскольку анимации делаются способом покадровой фотосъемки, то перед каждым следующим снимком нужно сдвигать ручки и ножки человечка на какую-то долю миллиметра так, чтобы при монтаже получались плавные движения. "Занятие это очень увлекательное, ведь все движения нужно просчитывать наперед: чтобы персонажи сошлись в нужной точке, чтобы не было разнобоя", — раскрывает секреты одессит. По его словам, все снимки нужно делать одной камерой, закрепленной на штативе, чтобы не было эффекта трясущихся рук. А фото должны быть сделаны с одной точки и не отличаться по свету и качеству. С монтажом и звуковым сопровождением аниматору помогает жена.

Реклама

СЮЖЕТЫ. Идеи для своих мультфильмов наш герой черпает из того, что интересует его в данный момент. "У меня только три политических мультика, созданных под впечатлением от происходящего в стране", — делится Роман. Сейчас в его архиве — две серии мульта о Евромайдане и анимация "Бандеровцы идут", где действие происходит в колоритном одесском дворике. Все в нем сделано из конструктора, вплоть до белья, которое сушится на растянутых веревках. Помимо рассказа о Гарри Поттере и политических перипетиях, мультипликатор может похвастать работами о гладиаторских боях, о работе ресторана, где злостный шеф-повар, критикуя блюда, превращает посетителей в скелетов. Есть у Романа и трогательная история "Дополнения к коллекции мини-фигур", где куклы в отсутствие хозяина оживают и собирают из конструктора нового товарища, а за­слышав шаги владельца, возвращаются на полки и замирают. "Бывает так, что сами мини-фигуры наталкивают на идеи для следующих ро­ликов", — добавляет наш собеседник. Впро­чем, очень часто интересные повороты в роликах аниматор придумывает на ходу. "В мультике о ресторане на заднем плане персонаж мешает суп, затем пробует его и, отравившись, падает. Так получилось потому, что во время сьемок я нечаянно уронил эту фигурку и подумал: а почему бы не добавить это в сюжет", — вспоминает мультипликатор.

В начале лета Роман отснял сюжетные фото для трех мульт­фильмов: один уже смонтировал, а другие два ждут своей очереди. Роман говорит: ему есть для кого стараться, в семье подрастает дочка. "Ей сейчас нет и годика, и если она тянется к конструктору, то несознательно, но я надеюсь, что она разделит мое увлечение", — делится надеждами аниматор.

До того как начать снимать анимации, Роман Псарюк увлекался рисованием и написанием рассказов. Сейчас мультипликатор признается: творчество любит и в студенческие годы частенько рисовал портреты друзей, персонажей фильмов и даже делал зарисовки членов комиссии на защите диплома и сослуживцев на сборах военной кафедры. Друзья аниматора говорят, что портреты получаются очень похожими и получить такой рисунок всегда приятно. "Рома у нас прямо как Микеланджело", — шутят в подписях под рисунками в соцсетях товарищи и не обижаются на то, что не редко их жизненные ситуации или черты характера появляются в шаржах.

Реклама

Не забывает наш герой и о написанных когда-то рассказах. Роман признался "Сегодня", что один из них вскоре может стать сюжетом для конструкторного мультфильма, хотя изначально предназначался для комикса. 

Сколько у Романа деталей конструктора, сосчитать невозможно, ведь они очень мелкие. На их сортировку и раскладку по полочкам уходит неделя, а общий вес деталей составляет более 15 килограммов. Впрочем, поиски новых деталей продолжаются: покупаются за границей по интернету, вымениваются или приобретаются у коллекционеров. По словам одесского аниматора, одна деталь конструктора по нынешнему курсу доллара стоит больше гривни. Только на фигурки человечков наш герой потратил в прошлом году около 2,5 тысячи гривен, а на наборы конструктора — свыше 5 тысяч. Сам Роман, подсчитывая затраты, грустит, а вот его супруга — напротив: к дорогому увлечению относится с пониманием.