Мужское хобби по дереву

15 января 2009, 18:18
Харьковчанка освоила мастерство резчика, ее последняя работа — камин из дуба.

Надежда Воронцова за работой, фото А. Пасюты

Реклама

В дом к харьковчанке Надежде Воронцовой давно можно водить экскурсии. За 25 лет хозяйка превратила свое жилье в музей авторской мебели и предметов декора. Вся обстановка — от вычурной зеркальной рамы до массивных шкафов — сделана руками женщины, по ее эксклюзивным эскизам и чертежам. Исконно мужскую специальность Надежда Владимировна освоила самостоятельно, причем заниматься резьбой начала, когда ей перевалило за сорок, тем самым круто изменив свою жизнь.

"Я всегда трепетала, разглядывая красивую мебель, скульптуру, предметы декора, — рассказала нам мастерица. — Могла часами любоваться каким-нибудь красивым фасадом здания. Когда приехала из Мурманска учиться в Ленинград, и вовсе заболела искусством: пары по экономике и математике прогуливала в Эрмитаже. Прибегала туда и могла полдня в одном зале провести. Тогда обратила внимание, что предметы из дерева вызывают особый интерес, например, рама меня интересовала больше, чем сама картина, их хотелось потрогать, понять, как это сделано и как можно такое повторить". Но в те далекие годы студентка экономического факультета даже не подозревала, что будет создавать целые комплекты изысканной мебели. Сама, без помощи мужчин. Надежда Владимировна, получив два образования в Северной столице, приехала вместе с мужем работать в Харьков. О страстном увлечении деревом пришлось забыть — сначала обустраивалась на новом месте, потом родила дочку, которой посвящала все время.

ЧУТЬ НЕ ЛИШИЛАСЬ ФАЛАНГИ

Реклама

Изменения в жизни произошли с началом перестройки в стране. В конструкторском бюро, где работала Воронцова, стали убавляться заказы, многие из сотрудников были вынуждены бездельничать по несколько дней. "У меня тоже вдруг появилось свободное время, и вот тогда я вспомнила свою мечту. Нашла разделочную доску, принесла на работу, вооружилась скальпелем и стала резать. Поначалу мужчины на работе подсмеивались, уж очень необычным было для них такое зрелище — женщина вместо иголки с ниткой держит в руках нож и режет дерево". Но постепенно мужчины изменили свое отношение. Разделочные доски у коллеги получались такими красивыми, что сотрудники стали заказывать Воронцовой такие же для себя. Брали на подарки женам, а она с большим удовольствием резала, набивала руку. "Тогда-то я поняла, что кое-что могу, и решилась просто на немыслимое — сделать себе кухонный гарнитур. Было это в 90-х. Люди остались без работы, денег и сбережений. В магазинах ничего не купишь... Вот я и решила делать мебель сама. Училась по книгам и журналам. Вырезала кухню я несколько лет: тогда еще работала на заводе, растила ребенка, а по ночам трудилась резцом. Всю столярку я делала тоже сама. Когда все было готово, поняла: с производства нужно уходить, мое истинное жизненное предназначение делать мебель, резать дерево. Никогда не считала, что это мужское занятие. Здесь ведь главное не сила, а усидчивость и упорство". "Первый блин" получился совсем не комом, гарнитур вот уже 20 лет украшает кухню, а на руках мастерицы в память о тех рабочих вечерах и ночах красуется несколько шрамов. "Я когда только начинала, инструмента толком не было: взяла первый попавшийся скальпель и давай орудовать. Руки быстро покрылись волдырями, страшно смотреть было. Однажды я вообще так увлеклась, неосторожно стамеской работала, чуть фаланги на пальце не лишилась, несколько швов накладывали. Позже пообщалась с опытными мастерами, они открыли секреты, один наш очень хороший реставратор научил работать

с дубом. Это такое тяжелое дерево — там одной стамеской и ножом не обойтись, часто приходится орудовать молотком".

ЭТОТ САПОЖНИК — С САПОГАМИ

Реклама

В отношении мастерицы выражение "сапожник без сапог" не работает, она успевает делать мебель не только для клиентов, но и для себя. "Я делаю так: беру заказ, работаю, появилась свободная минутка — кушать приготовлю, в доме уберу и несколько часов сижу, для себя вырезаю мебель. Бывает такое, что звонят вечером и просят срочный заказ принять — вырезать целый орнамент на стенке, так я тогда все бросаю — сижу ночами и делаю, чтобы людей не подвести. Там нужно торопиться, но делать качественно. Для себя же я все делаю неторопливо — если вещь не получается, я в этом случае дерево откладываю, со временем возвращаюсь к начатой работе с новыми идеями".

ГОД НА КОМОД

Самый популярный материал сегодня для эксклюзивной мебели — дуб. И не только потому, что это очень крепкое дерево, просто он обходится заказчику дешевле, чем ольха или орех — эти материалы везут из Закарпатья. Из дуба в доме у Воронцовой многие вещи. Резной массивный комод мастерица спроектировала сама. На него ушло больше года.

ИНИЦИАЛЫ

На некоторых вещах Воронцовой можно встретить витиеватые вензеля. В завитках переплетаются две большие буквы — "Н" и "В". "Мне нравится делать растительный орнамент — лепестки, цветы, люблю "пластику" — это когда не просто вырезаешь очередной завиток или цветок, а делаешь все это живым", — говорит Надежда Владимировна.

ДУБ-КАМИН

Главное украшение комнаты Надежды Воронцовой — огромный камин, дубовый, массивный, кажется, что такое могут сделать только крепкие мужские руки. В центре эксклюзивной вещи вырезана голова бога с львиной гривой. Это покровитель домашнего очага. Весь камин покрыт специальным лаком, благодаря которому вся мебель — прочная.

Александр Пасюта