Мы погуляли с Лешей из "Дня Радио" и "О чем говорят мужчины" по Одессе

26 августа 2010, 11:23
В Одессе артист рассказал, как бил стекла в школе и спорил с дедом в Америке о деревьях на Ланжероновской

«В родном дворе меня до сих пор узнают». Фото О. Маслова

Реклама

"Сегодня" отправилась на прогулку по Одессе с Леонидом Барацем, который родился и провел свое детство в Южной Пальмире. Участник популярного театрального "Квартета И", известный ролями в спектаклях и одноименных фильмах "День радио", "День выборов", "О чем говорят мужчины" предложил встретиться у школы на углу Жуковского и Александровского проспекта, где он учился. Теперь она гордо называется "Гимназия №1".

"Из школы меня выгоняли 3—4 раза, а родителей часто вызывали к директору. Дневник всегда был красный. Папа учителям говорил: "Ничего не могу с ним сделать, разве что — смените чернила", — вспоминает Леша. — Хотя папа был строгим и всегда занимал сторону моих педагогов. Еще писал мне на промокашках: "Учитель всегда прав!". Иногда вклеивал туда свою фотографию со строгим выражением лица".

нашел хаита 1 сентября. На Жуковского есть старая акация. У ее подножия и "спелся" творческо-дружеский тандем Барац—Хаит-младший (Слава в "Дне радио" и "Дне выборов"). Здесь первоклашками они впервые познакомились. "Возле этого дерева нас поставили вместе за руки 1 сентября", — улыбается Леонид. Особенно плохо друзьям давались естественные науки: биология, химия, физика. Химию ребята перестали учить еще с 7-го класса — когда их выгнали с урока прямо в День знаний.

Реклама

"Учительницы не было минут 10, мы нарисовали со Славой на доске экран телевизора, в нем изобразили игроков с клюшками и написали "СССР — Канада". Весь класс болел за СССР! А учительница вошла и, не разбираясь, сказала: "Барац, Хаит, вышли из класса!". С тех пор нас там не было, но мы писали контрольные, — смеется Барац. — Рядышком со мной сидел одноклассник, который хорошо знал химию, но очень странно писал. Так что химию я не переписывал, я ее срисовывал. Потому что я не понимал этих знаков. Для меня урок химии был уроком рисования. А Слава, например, алгебру писал быстрее всех, потому что перед ним сидел математический гений Саша. Все остальное Саша знал плохо. На математике он задачи решал за доли секунды, а в остальное время постоянно спал на дипломате".

А как-то будущая звезда театра и кино устроил дискуссию с директором школы на уроке обществоведения: "Мы спорили по поводу капитализма и социализма. Я спросил: "Почему до сих пор социализм не проявил все свои достоинства, а капитализм не выявил все свои недостатки?". А учительница ответила вызовом в школу родителей".

Легче всего и Барацу, и Хаиту давалась физкультура: "В соревнованиях за школу я и бегал, и прыгал, толкал чего-нибудь. Годам к пятнадцати мы со Славой тренировались в "Черноморце". Я до сих пор жалею, что не живу в Одессе и не стал футболистом. С другой стороны, я совершенно не жалею, что уехал в Москву и стал артистом. Засыпая, я до сих пор последние минут 10 играю в футбол. Красиво так играю... на большом стадионе, где много зрителей. И вот представляю, как в сборной России на поле случайно не оказалось одного игрока. И тут раз — и я вышел. И забил!" — говорит Леша.

Реклама

ШТАНЫ ЗАМЕРЗЛИ. В школьные годы Леша нередко обедал в ресторане "Киев" на Греческой площади. "За ним был фонтан, — вспоминает актер. — Как-то зимой Слава с другом решили проверить, насколько тверд лед в этом фонтане. Так они в воду по пояс провалились. Когда Слава вылез, он в какой-то момент перестал передвигаться, потому что штаны замерзли полностью и стали твердыми. Он тогда подхватил воспаление легких".

Маленького Бараца и самого едва не лишили жизни — на спортивной площадке, куда он приходил погонять с мячом. "Я пришел играть в футбол, а до меня ребята окно здесь разбили. В этой квартире жила какая-то страшная сумасшедшая старуха. Она схватила меня за ворот куртки и ударила портняжными ножницами в плечо! Я выскочил из куртки, а она продолжала ее бить ножницами", — вспоминает Леша и вздыхает: "Как ужасно выглядит спортивная площадка. Ворота убрали, думаю, сейчас здесь из спорта преобладает укол в вену..."

СПОР С ДЕДОМ. Мы едем в центр, по которому Леша так любит прогуливаться вечерами. "Пале-Рояль, Приморский бульвар, улица Гоголя. Обязательно своих гостей в литературный музей веду", — перечисляет он любимые маршруты и вдруг восклицает: "Ух ты! Это пельменная! Здесь были очень вкусные пельмени. Я помню, там на портрете был нарисован человек, которому в рот залетают пельмени. Пойдемте, посмотрим! О, есть! До сих пор!" — не скрывает Леша удивления.

Следующая остановка — у оперного. "Мы с моим дедушкой, он тогда жил в Нью-Йорке, спорили про Ланжероновскую. Дед утверждал, что это единственная улица в Одессе, на которой нет деревьев. А я помнил, что они есть! У него была доска с видом Оперного театра. Так мы ее до двух часов ночи под коньячок рассматривали и спорили!" — улыбается артист.

Оксана Маслова