На харьковских заводах сокращают рабочих

30 ноября 2008, 11:55
Руководство не скрывает, что зарплату платить нечем.

Под сокращение попадут около тысячи рабочих, фото А. Пайсова

Сокращения сотрудников харьковских предприятий уже начались. Об этом уже "не стесняются" говорить ни государственные, ни частные предприятия. Под угрозой — рабочие крупных промышленых предприятий: на Лозовском кузнечно-механическом заводе, "ХТЗ" и заводе "Автрамат" даже называют точное количество людей, которые уже в январе пополнят ряды безработных.

Заказов нет, за выполненную работу не особо охотно платят, говорят предприятия и готовятся сокращать штаты. "На Лозовском заводе повальные неплатежи за продукцию. Это заказчики из России, Беларуси, да и наши сельхозпроизводители не особо при средствах", — объяснил "Сегодня" зампредседателя объединения профсоюзов Анатолий Шевчук. Следствие — сократить около 190 человек уже в январе. Последние два месяца рабочие дорабатывают в режиме неполной занятости и урезанного оклада. "В ноябре и декабре сокращений на этом предприятии не предвидится, но рабочие будут выходить только по 15 дней в месяц. А вот в следующем году без работы могут остаться 15% персонала".

Реклама

На ХТЗ еще в октябре сократили и объемы производства, и рабочую неделю — до 4 дней. В центре занятости нам сообщили, что без работы уже остались 52 человека, на очереди — еще 500 рабочих. "Автрамат" оставил без работы 26 человек, в 2009-м обещает еще полсотни рабочих. На заводе им. Малышева официально о сокращениях не говорят, но зарплаты задерживают. По словам Анатолия Шевчука, их долг рабочим — больше 10 миллионов гривен. Причем половине сотрудников не платили, начиная с августа, остальным — за октябрь и ноябрь. Вчера стало известно, что стала фабрика им. Тинякова — единственное в регионе предприятие, которое отшивало одежду на экспорт. Но сейчас, по словам бывшего директора Оксаны Борисенко, их продукцию не покупают, сотрудники либо уволены, либо в отпусках.

МЕТРО СТОИТ. В "Харьковметрострое" все сотрудники могут уже в 2009 году остаться без работы. Руководство уже уведомило рабочих, что сокращение назначено на 12 января. Сейчас здесь трудятся 503 человека, но зарплату им платить не из чего. По словам начальника дирекции метростроя Анатолия Кравчука, перспективы нерадужные, ведь основная часть средств на строительство — из госбюджета, но деньги идут не на зарплаты. "Мы не знаем, что будет дальше. Уведомления о сокращении получили, но, думаю, надо подождать еще пару недель", — осторожничает главный инженер Владимир Бельский. Тем временем стало известно, что "Метрострой" заключил договор на строительство тоннелей в России. Об этом 27 ноября на комиссии по промышленности, строительству, транспорту, дорогам и связи Харьковского облсовета сообщил начальник дирекции строящегося метрополитена Анатолий Кравчук. Харьковчане будут строить тоннели для дороги Сочи—Адлер, часть которой пройдет в горах. По словам Кравчука, "Харьковметрострой" вынужден искать работу в других регионах: полтора года в городе не пробивают тоннели, хотя это делали даже в самые тяжелые для страны и города годы. "Скорость пробивки тоннеля в Харькове составляет 3 м в сутки, останавливать ее нельзя".

"ПРИДЕТСЯ ОТПУСТИТЬ ЛЮДЕЙ НА ВОЛЬНЫЕ ХЛЕБА"

Реклама

Если сокращение рабочих заводов и бюджетников стараются сдерживать хоть как-то, то сотрудники многих частных фирм уже лишились работы. Некоторые узнали о "собственном желании" уйти с работы сразу после отпуска, других же уведомили не за два месяца, как положено, а за неделю.

Работодатели говорят, что не могут держать людей, если зарплату платить нечем. Под удар уже попали рекламодатели, строители и менеджеры. "Мы ожидаем нового года с большим страхом. Сейчас живем за счет заказов, которые нам поступали еще летом, — рассказал "Сегодня" директор предприятия по изготовлению корпусной мебели Олег Погорелый. — А вот что будет в следующем году, пока неизвестно. Может, придется отпускать людей на вольные хлеба". Так, например, директор харьковского рекламного агентства Алла Калиненко за последний месяц потеряла 4 сотрудника. "Мои ребята работали на проценты, а откуда они возьмутся, если рекламодателей становится все меньше. Сейчас нас осталось всего шесть человек, а было когда-то 20", — сетует она.

Аналитики прогнозировали, что рабочих мест лишатся и страховые агенты, но, как оказалось, сейчас от увольнений их спасают новые штрафы за нарушение ПДД. "Сейчас отбоя нет от водителей, все стараются застраховать свое авто, поэтому работы хватает. Да и транспорт покупать реже не стали", — рассказал "Сегодня" страховой агент Александр Надточий.

Реклама

УЧИТЕЛЯ И МЕДИКИ ПОКА НА МЕСТАХ

Городской голова Михаил Добкин в понедельник, 1 декабря, будет встречаться с работодателями и разрабатывать антикризисные меры, ведь под ударом может оказаться большое число бюджетников. Учителя и медики напрямую зависят от предприятий. Пока о сокращениях и задержках зарплат в этой сфере чиновники не говорят, но ситуация может измениться, когда станут государственные предприятия, перестанут отчислять налоги, тем самым уменьшится наполнение бюджета.