На мини-самолет уходит год

11 января 2010, 17:21
Настоящий моделист не может расстаться со своим творением даже за большие деньги

Фото А.Дудуш

В Донецк с триумфом вернулась мода из далеких 80-х на мини-моделирование. Сотни дончан обсуждают последние новинки и делятся секретами мастерства на специальном форуме в интернете, и уже в этом году планируют создать свой официальный клуб. А в ближайших планах донецких моделировщиков открыть специальную экспозицию в краеведческом музее.

"Сегодня" встретилась с одним из активистов нового-старого движения Михаилом Поляковым. "Я без проблем могу описать портрет донецкого мастера, который на досуге создает своими руками миниатюрные шедевры-модели танков и самолетов, — говорит Михаил Поляков. — Это школьники конца 80-х — начала 90-х гг., которым в детстве родители подарили популярные на то время конструкторы. К ним я отношу и себя. Первой моей работой стала модель самолета, производства донецкой фабрики игрушек. Помнится, ее детали я пытался сгруппировать жутким клеем "Феникс" для резины, который то и дело расползался по нехитрой конструкции".

Реклама

Сегодня же Михаил увлекается моделированием всерьез: теперь и детали более качественные, и экспонаты солиднее.

На встречу с "Сегодня" Михаил пришел с огромной коробкой. Из кучи мелко нарезанного пенопласта мастер аккуратно извлек пять экспонатов — четыре самолета и одну машину.

"Это итог моей годовой работы. И если я принимаюсь за дело, то могу просидеть подряд и 5 и 6 часов. Самый простой путь, по которому идут все новички, — это приобретение комплекта деталей и их склеивание. Более сложный вариант — нанесение прилагающихся к модели наклеек. А привязка к реальному прототипу (имитация протекания мазута или точная копия рефлекторов фар) — это уже верх мастерства", — делится секретами Михаил.

Реклама

По словам нашего собеседника, в Донецке достаточно много моделистов высокого уровня. Правда, купить их работы очень сложно. "Это же не просто коллекционирование! Склеивая и разукрашивая миллиметровые детали часами напролет, моделист вкладывает в экспонат душу. А это стоит иногда дороже, чем заводская миникопия ретроавтомобиля. Да и смысл хобби не в том, чтобы модель пылилась на полке. Весь кайф в ее создании!" — улыбается мастер.

"Как правило, наши посетители — постоянные клиенты, — объяснил нам Иван, сотрудник специализированного интернет-магазина hobby.dn.ua. — Допустим, моделист оставляет заявку на приобретение детали, конструкции. Как-то, когда мы перезванивали по контактному телефону, трубку снял не заказчик, а его жена. Мы, не зная семейной кухни, рассказали, что нужная деталь пришла, стоит она столько-то. Женщина дар речи потеряла! Ведь не фанату этого дела трудно понять, как можно выложить за какой-то мелкий винтик или кисточку 100 или 500 гривен! А для настоящих фанов — это норма, образ жизни".

Скромный набор начинающего моделиста

Реклама

"Настоящее хобби не может быть дешевым! Насколько мне известно, набор удочек для фанатов рыбалки или кисти с мольбертом для художников-любителей стоят не одну тысячу гривен. У нас цены пониже, но все не менее серьезно, — говорит донецкий моделист Михаил Поляков. — Набор деталей для самолета, который, я покупал в последний раз, стоит 132 гривни. Плюс пять флаконов краски по 20 гривен каждый. Кисточки — 22 гривни за две штуки. Также нужен аэрограф (прибор для тонкого распыления краски. — Авт). Его цена стартует от 215 гривен. Но это, как вы понимаете, по минимуму. Некоторые наборы для моделирования стоят и тысячу, и две тысячи гривен. Туда, соответственно, надо и пару десятков красок самых разных оттенков".

По словам мастера, невооруженным глазом невозможно увидеть, что на этом ретроджипе (см. фото) десятки слоев краски — базовый, слои жидкой краски, глянца, мата, лака.

Самое опасное — любимая кошка

"Безусловно, первое место в рейтинге самых популярных работ у моделистов всего мира занимает военная техника времен Второй мировой войны, — уверен Михаил Поляков. — Правда, создание определенных экспонатов — адский труд. Возьмем, например, танк. Некоторые фанаты нашего дела склеивают вручную траки, составляющие гусеницу. Мало того, что каждый пластмассовый трак размером не больше зернышка риса, так их в комплекте еще пара сотен! Зато представьте, в какой эйфории находится моделист, когда он не только собрал гусеницу, но она еще и начала работать — перемещаться!".

А самым обидным, по словам Михаила, является то, когда при транспортировке модель ломается.

"Хорошо, конечно, если поломку можно устранить. А бывают ведь и такие случаи, когда любимая кошечка смахнет лапой с полки самолет или машинку и все — детали разлетаются по всей комнате, и труд многих месяцев идет буквально коту под хвост", — улыбается донецкий мастер.

К.Терехова