На разминирование Донбасса уйдет 10-15 лет и миллиарды гривен

1 марта 2016, 07:55
Только после освобождения Славянска сотрудники Госслужбы по чрезвычайным ситуациям обнаружили и изъяли почти 5,5 тысячи взрывоопасных предметов

К каждой опасной находке саперы и пиротехники ГСЧС выбирают индивидуальный подход. Фото: архив

За почти два года военных действий Донбасс превратился в заминированную "зону отчуждения". Здесь уже не получится пройтись безмятежно по тропинке в лесу, побродить по лесопосадке или срезать длинный путь, пройдя по полю или пустырю. Регион в той его части, где проходили бои между украинской армией и боевиками, нашпигован минами и растяжками, уносящими человеческие жизни. Для того чтобы избавиться от этой напасти, Донбассу потребуется не менее 10 лет, считают эксперты. "Я думаю, что разминирование Донбасса потянет не один миллиард гривен. А о полной безопасности жизнедеятельности граждан можно говорить через 10—15 лет", — заявил представитель Минобороны Украины Сергей Зубаревский.

ВЗРЫВЧАТКИ В ДЕТСАДАХ. Еще в 2014 году, после освобождения Славянска, саперы, работавшие в городе, ужаснулись такому количеству заминированных мест. "Мы находили растяжки в детских садах и на игровых площадках. Самое страшное — когда буквально в паре сантиметров от минной растяжки мы видели след от колес детского велосипеда", — рассказали тогда корреспонденту "Сегодня" пиротехники. Только после освобождения Славянска сотрудники Госслужбы по чрезвычайным ситуациям обнаружили и изъяли почти 5,5 тысячи взрывоопасных предметов — от артиллерийских снарядов до боевых гранат. Можно предположить, что сейчас счет заминированных уголков в шахтерском регионе идет на десятки тысяч. Так, в одном только поселке Широкино на побережье Азовского моря, покинутом на днях боевиками так называемой "ДНР", заминирован почти каждый дом. Украинские морские пехотинцы отметили: фугасами и противопехотными минами "засеян" каждый квадратный метр. "Такое мощное минирование направлено и на солдат, и на мирных жителей — с целью эскалации конфликта", — говорят военнослужащие. "Украинские саперы уже обезвредили многочисленные закладки взрывчатки в погребах, дворах и огородах", — добавил спикер Администрации президента Украины по вопросам военной операции Андрей Лысенко.

Реклама

СТРАХ ПЕРЕД ТРОПОЙ. "Разминирование территории Донецкой и Луганской областей является одним из основных пунктов Минских договоренностей по урегулированию конфликта на Донбассе", — заявила уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко. Правда, пока в этом направлении движения мало. "Когда мы засевали огород в прошлом году, то молились без остановки, чтобы у нас не было прикопанной мины, — рассказала "Сегодня" жительница села Верхнеторецкое Алевтина Морозова. Ее село расположено в "серой зоне". — Сколько у нас бегающих собак подорвалось на минах — не сосчитать! Особенно много их было в прошлом году".

Страх перед взрывоопасными предметами еще долго будет преследовать жителей и крупных мегаполисов, например, Донецка. "У меня появилась фобия: не могу ходить по тропинкам, только по асфальтовым дорожкам. Мне кажется, что я пойду по земле, по траве — а там растяжка. И страшно не потому, что это может убить, а как раз наоборот — что не убьет, а только сделает инвалидом. Быть обузой семье я не хочу, — поделилась страхами жительница Донецка Юлия Иванькова. — Пытаюсь с этим бороться, например, если впереди меня по тропинке идет человек, я могу пойти за ним". По данным спасателей, за прошлый год на минных растяжках подорвалось более 20 мирных жителей, в том числе четыре ребенка.

ТАНКИ В ГОРОДЕ. Боевые действия на Донбассе не прекращаются. За последние две недели количество обстрелов в регионе увеличилось. "Противник активизировался на Луганском и Мариупольском направлениях. Активные боевые действия развернулись на двух участках фронта: Красногоровка—Марьинка и Гнутово—Талаковка", — сообщил Андрей Лысенко. По сообщениям жителей Донецка, в их городе снова увеличилось количество военной техники. "Живу на Пролетарке. Ночью видел в окно, как по дороге в сторону центра везли гаубицы Д-30. Друг с другого района города сообщает, что у них танки катаются. В общем, ждем бурного начала весны", — поделился дончанин БогданЛазаренко.

Реклама

Украинские военные констатируют, что с возвращением оккупированных территорий Донбасса под контроль Украины придется выполнить колоссальный объем работ. "Мы не раз говорили о том, что придется провести очень большую работу: проверить здания, дороги, мосты, другие объекты инфраструктуры на предмет установленных противником инженерных заграждений и минных ловушек. Речь идет не только о заминированных объектах, а и о неразорвавшихся снарядах там, где велись боевые столкновения", — рассказал "Сегодня" спикер Администрации президента по вопросам военной операции Александр Мотузяник. К каждой опасной находке саперы и пиротехники ГСЧС выбирают индивидуальный подход. "Все зависит от того, какой это боеприпас. В каждом случае специалисты смотрят по ситуации: взорвать его на месте или вывезти в карьер и там утилизировать. Это очень кропотливая работа", — отметил Мотузяник.

Военные затрудняются назвать сроки, когда Донбасс полностью станет безопасным. "У нас со Второй мировой до сих пор находят боеприпасы. Люди строят, копают и находят авиационные бомбы, которые более 70 лет пролежали в земле. Крайне сложно говорить о том, сколько еще будут находить боеприпасы после нынешнего конфликта", — добавил Мотузяник.