На жд восстановят вагон Ворошилова

5 января 2010, 17:34
В Донецке собрали паровозы, награды и спецформу за 140 лет существования Донецкой ж/д

Вчера Донецкая железная дорога отметила 140-летний юбилей. За это время протяженность рельсов разрослась от 332 верст на первой ветке до 2,8 млн километров сейчас. А впервые Донбасс услышал стук вагонных колес 23 декабря 1869 года (5 января 1870 по новому стилю) на участке Харьков—Славянск—Таганрог. Торжественную депешу о пуске паровоза срочно отправили тогдашнему императору Александру III, и профессия железнодорожника тут же стала очень популярной в наших краях.

Первое время машинистами работали бывшие крестьяне, которые до этого прокладывали пути со всей инфраструктурой. Тут же строили вокзалы, депо, дома для сотрудников, а на крупных станциях — еще школу и церковь. А в 1880 году в Бахмуте (Артемовск. — Авт.для дизайнеров) открыли железнодорожную академию и молодежь ринулась туда с таким же рвением, как раньше в морские училища.

Реклама

"Во-первых, квалифицированным специалистам на железной дороге хорошо платили, а во-вторых, форма была очень красивой. Долгое время френчи шили по образцу военных с блестящими пуговицами, бляхами на ремне и кокардами. А вместо бумажных бейджей надевали на грудь металлические значки, с гербами и надписью "машинист" или "кондуктор". Вдобавок полагались часы, чтобы следить за расписанием поездов, а тогда купить их себе могли очень немногие. Так вот, в экипировку входили "ведомственные" — швейцарские на цепочке, и молодежь очень любила щеголять ими на станции. Кстати, с тех пор на железной дороге и пошла традиция дарить сотрудникам на праздники именные часы", — рассказал нам директор музея истории дороги Владимир Донченко.

Еще большими франтами донецкие железнодорожники стали в первые годы советской власти, когда массово пустили бронепоезда. Их личному составу полагалось оружие и кожаные комиссарские бушлаты.

А тогдашняя железнодорожная элита —служба военных сообщений — вообще носила фуражки с красным верхом, как у начальника станции, и могла отдавать приказы всем без исключения. Сначала на таком бронепоезде по Донбассу колесил Троцкий, а потом он достался по наследству нашему земляку Ворошилову, и состав стал часто мелькать в районе его родного Лисичанска. Сейчас в музее железной дороги реставрируют один из штабных вагонов этого поезда — неплохо сохранились купе с обшивкой из кожи и красного дерева.

Реклама

По словам историка Донченко, на Донецкой железной дороге был и собственный стахановец — это Петр Кривонос, который впервые разогнал свой поезд быстрее в два раза от тогдашней средней скорости. Об этом подвиге тут же написали все газеты, и впоследствии железнодорожному Шумахеру удалось дослужиться от обычного машиниста до начальника железной дороги.

"Кукушку" заново собрали по частям

В музее Донецкой железной дороги хранятся 14 отреставрированных паровозов, в том числе и легендарная "Кукушка" 1924 года выпуска. В 2004 году раритет был украден с монумента напротив выставочного комплекса "ЭкспоДонбасс", после чего милиция нашла его распиленным на куски в пункте приема металлолома. Мастерам пришлось заново сваривать между собой куски металла, и сейчас паровоз снова встал на рельсы. Правда, медный паровой котел вандалы успели продать. Еще один уникальный экспонат — жезловой аппарат начала прошлого века. Этот короб с флажками раньше использовали вместо электронных светофоров. Машинист перед отправлением доставал на станции нужный ему зеленый жезл из специального гнезда, и механика блокировала ветку для остальных поездов, пока флажок не вернут на место уже на следующей станции. Это не позволяло составам столкнуться.

Реклама

До Киева доедем вдвое быстрее

В 2010 году между Донецком и Киевом начнут строить трассу для скоростного поезда, который будет доставлять пассажиров в столицу вдвое быстрее обычного (за 6 часов вместо 12). Цена билетов на этот суперэкспресс будет примерно в два раза выше, чем сейчас (нынче место в купе стоит 212 грн. — Авт.для дизайнеров). Кроме того, железнодорожники начнут возводить в Донецке новый вокзал с отдельными платформами для пригородных поездов и составов дальнего следования. Все тротуары поднимут до уровня пола вагонов, и поставят конкорсы — крытые переходы над вагонами со ступеньками на платформы. Эти галереи соединят главный корпус вокзала с транзитным залом, который построят на перроне со стороны поселка Октябрьского. Здесь же появится еще и небольшая автостанция для маршруток. После этой реконструкции вместимость залов ожидания вырастет с 700 до 2100 пассажиров, а сам вокзал будет соответствовать всем требованиям УЕФА. Закончить реконструкцию вокзала инвесторы обещают к ноябрю 2011 года.

Тимур Марченко, Андрей Мащенко