Начальник Одесского порта: "Из-за драки работал грузчиком"

27 апреля 2010, 20:59
Николай Павлюк рассказал нам о том, как носил по 60 тонн в день при помощи запретного крюка, работая докером, о потоке контрабанды и преимуществах румынской Констанцы

Начальник порта. Уверен, что досмотры всех грузов не нужны. Фото А. Сибирцев

— С чего началась карьера будущего начальника порта?

— После школы я поступил в Одесский институт инженеров морского флота (Морской университет. — Авт.). Однако меня отчислили. За драку. Восстановили через год, а все это время я работал грузчиком в порту. Тогда было много ручной работы, поэтому мы тайком использовали древнейшее докерское "профприспособление" — крюк для облегчения переноски тяжестей, который был под запретом — им можно было испортить груз. Мы проносили крючки в рукавах через проходную. Работа была очень тяжелой — за смену на одного грузчика приходилось до 60 т груза.

Реклама

— Каковы сегодня взаимоотношения одесской мэрии и порта? Мэр Эдуард Гурвиц неоднократно заявлял о необходимости переноса порта за городскую черту. Кроме того, территорию предприятия хотят использовать для некоторых проектов, в частности, для создания историческо-архитектурного заповедника "Зеленый остров" и проекта "Византия". Как вы к этому относитесь?

— При Боделане территориальных претензий к порту не было. Потом в городскую власть пришли люди, которые не видят в Одессе порта, потому что от нашего предприятия они ничего не имеют. Их не интересует то, что каждый четвертый горожанин связан с портом. Зато они предлагают какие-то бредовые проекты по его застройке. Это противостояние с портом вредит строительству контейнерного терминала — последние пять лет проект терминала просто топтали. Если его не построят, то все грузовые потоки уйдут к нашему прямому конкуренту в Черном море — в румынскую Констанцу. И наряду с тем, что губернатор сам открывал недавно строительство нового терминала, тут же появляются какие-то проекты по выносу порта за город...

— Кстати, Одесса долго шумела о пропаже пушек из парка Шевченко, где они?

Реклама

— Они отреставрированы и установлены в порту. А в парке они просто валялись, и никому до них не было дела.

— Что, по-вашему, необходимо для нормального развития порта?

— Свободная экономическая зона. Мы сейчас готовим документы и предложение по СЭЗ в порту на контейнерном терминале. Если терминал войдет в СЭЗ, как Констанца, и порту вернут льготы, к нам придут инвесторы. Это и будет толчком быстроокупаемости порта.

Реклама

— В прошлом году автоперевозчики жаловались на очереди в порт и на то, что им "вставляют палки в колеса" различные портовые и таможенные службы. Решена ли эта проблема?

— Такая проблема была, но вины порта в этом нет. Все дело в самой концепции досмотра, который машины вынуждены проходить при обработке грузов. За рубежом досматривают только 5% контейнеров. А у нас святая страна — досматривают все 100% в поисках контрабанды! Проверяют не только каждый контейнер, но и каждый ящик. А еще есть всевозможные экспертизы, и эти процедуры длятся месяцами. Самое смешное, что при этом поток контрабанды не уменьшается! Он огромный! Немного помогла система "единого окна" — в порту сосредоточили все службы, которые оформляют документы для грузов. Но все равно трудности при прохождении грузов пока большие. Таможня проверяет, СБУ контролирует. И наоборот.

НАЧАЛЬНИК ПОРТА И ДАЧНИК

Николай Павлюк ро­дил­ся 14 января 1940 года в селе Чугуево Харьковской области. В 1985-м занял пост руководителя одесского порта. В 2002 стал депутатом Верховной Рады 4-го созыва, где занимался вопросами транспорта и связи. В 2005 году добровольно сложил полномочия депутата и вернулся начальником в ОМТП. В 2000 году награжден орденом Героя Украини. Имеет три ордена "За заслуги". Последние 6 лет ежегодно становится человеком года в транспортной отрасли. Женат. Как только появляется свободное время, уезжает за город — на дачу. Любит сажать деревья и сам подрезает виноград.

Александр Сибирцев