Крымский летчик-испытатель Амет-Хан Султан погиб в небе, а Леонов и Гагарин называли его "Батя"

1 февраля 2014, 10:33
В Алупке хранится скафандр летчика-испытателя и можно увидеть его реальные самолеты

Реклама

Сегодня день памяти легендарного крымского аса Амет-Хана Султана. 1 февраля 1971 г. он погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

И мы побывали в гостях у Мустафы Мустафаева — основателя и директо­ра единственного в Украине му­зея, посвященного летчику: "На общественных началах музей сначала открылся при Доме истории Алупки в 1993 году. Потом была выставка, которую я возил по городам. и в конце концов нам выделили здание 1872 года постройки, которое принадлежало графине Никольской. Дом находился в запустении и был в полуразрушенном состоянии, мы его отреставрировали и теперь проводим здесь постоянную экспозицию".

Рассказывая об уникальных экспонатах музея, директор заостряет наше внимание на костюм с гермошлемом, почти как у космонавтов: в нем Амет-Хан испытывал первые реактивные двигатели и аппараты для первых космонавтов: "Многие знают военную историю Амет-Хана, и меньше гражданскую. А ведь он тоже внес свою лепту в покорение космоса! Юрий Леонов, Герман Титов и Юрий Гагарин прошли через его руки. Тот же Титов в своих воспоминаниях пишет, что они ласково называли Амета "Батя"...

Реклама

Во дворе музея можно увидеть истребитель аса и испытанный им самолет-снаряд КС-1. Тот самый Ла-7, на котором он закончил Великую Отечественную войну в небе над Берлином. Нам пришлось убрать крылья, чтобы расположить его здесь. Всех поражает орел на борту — это Амету и его эскадрилье, в качестве исключения, разрешили нарисовать его. Это был символ Амет-Хана, подчеркивающий стиль его боя — он налетал сверху. У нас можно руками потрогать и КС-1 — самолет-ракету, который крепился к другому борту, уже в воздухе отстыковывался и летел до нужной цели, после этого пилот сажал его. И на испытаниях произошла непредвиденная отстыковка, когда двигатель еще не запустился. При ЧП пилот, следуя инструкции, должен катапультироваться. Но Амет остался в кабине и пытался запустить двигатель, что удалось только у самой земли. Потом он вспоминал, что колени так сильно не тряслись даже во время войны. За это подвиг он, кстати, мог получить свою третью звезду Героя!"

В небе над Ярославлем ас таранил бомбардировщика

Директор музея Амет-Хана Султана говорит, что Амет полюбил небо с самого детства: "9 мая 1935-го на национальном празднике Хыдырлез он выиграл соревнования по борьбе куреш и получил приз — путевку в "Артек". Там в лагере он увидел пролетающий самолет и в нем проснулось желание покорить небо. Все качества для этого у него были с рождения — дерзость и отвага. Как-то в школе с другом поспорил на уроке физики, что пока учитель пишет задачу на доске, он успеет выбраться из окна на втором этаже, сбегать в магазин за "Ситро" и вернуться также незамеченным. И проделка удалась бы, но Амета на кипарисе заметил директор! Таким же бесстрашным он был и на войне. Особенно примечателен один из его подвигов в небе над Ярославлем в 42-м. В бою против бомбардировщика "Юнкерс-88" он после пары виражей убил двух стрелков, а при заходе на третью атаку у него закончились патроны. И чтобы не допустить бомбардировки, он протаранил немца своей плоскостью снизу, а сам успел выпрыгнуть с парашютом".

Реклама

Крымский орел — кошмар фашистов

Амет-хан Султан родился в Алупке 25 октября 1920 г. После окончания железнодорожного училища работал слесарем в депо Симферополя и учился в аэроклубе. Способного парня направили в Качинскую летную школу, и войну он встретил в небе над Молдавией, уже как мл. лейтенант истребительного полка. Летал на самолетах И-15 и И-153, потом на "харрикейнах". Наш "Крымский орел" был кошмаром даже для признанных асов-фашистов. За время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы еще 19 самолетов противника. И стал дважды Героем Советского Союза (1943, 1945).