Наши в Косово: расстрелянная "Тойота", убитые дети и боевые кирпичи

14 марта 2012, 07:48
Полковник милиции из Донецка говорит, что сербы различают нас и россиян по футбольным командам

В 2004 обстановка в регионе была по-настоящему фронтовой. timer.od.ua

Настоящей кузницей кадров для миротворцев ООН в беспокойном Косово стала донецкая милиция. Десятки людей в погонах прошли суровую школу в регионе, который после развала Югославии входил в Сербию, но затем после войны между сербами и албанцами стал в 2008 году независимым.

53-летний полковник Владимир Луганский, который сейчас работает замначальника кинологического центра ГУМВД в Донецкой области, был в Косово дважды — в 2001-2002 и 2003-2004 гг. Вместе с ним служили и его четвероногие питомцы, овчарки Карат и Элси. Луганского после сложных тестов зачислили в кинологическое подразделение миротворцев.

Реклама

"Первый раз ехал по долгу службы. Родителей у меня нет, пришел к жене и говорю: "Либо идем сейчас разводиться, либо подписываешь документы, чтобы я поехал. Она подписала, знала, что могу пойти и развестись. А второй раз поехал — мне очень страна понравилась, красивая. Какие там горы, водопады, какая природа!" — рассказал "Сегодня" полковник. Кроме того, за службу в Косово и платили неплохо — около $1 тыс. в месяц.

В Косово старший инспектор Владимир Луганский работал с 25-ю лучшими милиционерами-кинологами со всей Украины. "Мы фронт не держали. Миротворческие силы вводятся после боевых действий — чтобы поддерживать порядок и не дать начаться войне", — скромничает Владимир Луганский.

Между тем обстановка в регионе была по-настоящему фронтовой. Так, в марте 2004 возле города Подуе бандиты расстреляли "Тойоту" патруля ООН. Собаки, в том числе и Элси Луганского, сразу взяли след и привели к частному дому в Шаковицах, где во дворе обнаружили труп одного из преступников, автомат и гранату. Остальных членов бандгруппы, на которых также вывели собаки, брали уже с американскими военными.

Реклама

Полковник Луганский. Фото на память с Элси о службе в Косово. Фото: ОСО ГУМВД в Донецкой области

Запомнился Владимиру и конфликт в Митровице — сербы и албанцы пошли друг на друга. В речке нашли трупы албанских детей 12—13, лет и кто-то пустил слух, что их убили сербы. "Разделяет Митровице мост через реку — одна сторона сербская, другая албанская. Силам ООН пришлось три дня на этом мосту стоять. Раненых не было, у нас очень мало ранений за все время было, а вот кирпичом по голове во время массовых беспорядков или дубинкой по ребрам — это сплошь и рядом", — вспоминает Луганский.

Реклама

Отношение к албанцам и сербам у Луганского сложилось разное. "Обычаи у сербов-христиан такие, как и у нас. И отношение нормальное. Вы знаете, какие у них красивые храмы?! Они очень древние и это просто чудо — ведь в Сербии христианство укрепилось раньше, чем на Руси. Сербов в Косово всего 20 тысяч осталось, албанцев намного больше — общее население 2,4 млн человек, как одна Донецкая область. А албанцы в глаза улыбаются, но в любой момент жди какого-нибудь подвоха. Им у нас не доверяли. И если мы могли к сербам в поселок в гости поехать, то к албанцам — никогда", — отмечает Луганский и добавляет, что на улицах и в домах албанцев очень грязно, а на улицах их поселений нет дорожных знаков — все ездят как хотят.

В Косово среди сербов царит нищета — албанцам всячески помогали, а сербам приходилось кормиться только с земли. "Если у них есть кусок земли или сливовый сад — из слив делают местный самогон ракию (и это разрешено законом. — Авт.), на этом и зарабатывают. Да и сейчас там ситуация ненамного лучше", — поясняет Луганский.

Кстати, цены на ракию высокие — водка "Абсолют" для миротворцев тогда стоила $5 за литр и столько же — литр местного самогона. "У нас уборщица, когда немецкие марки обменяли на евро, получала тогда 700 евро. При баснословных ценах — пример той же ракии, это очень мало. Вообще, при введении евро люди там очень сильно потеряли", — говорит полковник.

Запомнилось Владимиру и отношение местных к украинцам и русским. "Знаете, сербы и нас и россиян считают своими братьями. Различают лишь по футбольным командам, да еще обижаются на россиян за то, что те не вмешались и дали захватить Косово. Говорят, что Россия их предала. А к украинцам вообще относятся хорошо", — говорит Луганский. Он говорит, что сербов и албанцев в Косово, где и сейчас обстановка напряженная, объединяет одно — время правления генсека Югославии Йосипа Броз Тито, умершего в 1980 году: "При Тито, как мне говорили и сербы и албанцы, "все были едины, никто не работал и у всех было много денег".

Владимир Луганский в Сербию уже не собирается — миссии ООН там уже нет. Впрочем, в Косово продолжают уезжать люди в погонах (их называют "мониторами") — местные милиционеры со знанием английского работают в тамошних отделениях полиции.

МАРИУПОЛЕЦ СЛУЖИЛ ПОЛИЦЕЙСКИМ

А в мариупольской милиции служит еще один бывший миротворец — старший прапорщик ППС Олег Бушкин. Олег был в Косово в 1999—2000 гг, а служил в Special Police Union. В пяти километрах от места их дислокации шли боевые действия. Но, несмотря на опасность, приходилось перевозить мирное население, доставлять детей в школы, задерживать и конвоировать преступников. После приезда из Косово Олег Бушкин снова включился в милицейскую работу — на его счету множество задержаний преступников.