Не жизнь, а выживание: во что боевики превратили Донецк

19 февраля 2016, 07:52
За два года самые простые вещи стали недоступны жителям региона

Донецк. Фото: AFP

Все ближе и ближе условная дата, когда отдельные районы Донбасса начали жить в другой реальности. Два года назад в середине февраля в Донецке уже ломалась обычная жизнь. В магазинах продавцы шепотом рассказывали о том, как в шахтерскую столицу теперь никто не будет завозить продукты, на въездах в Донецк уже появлялись первые блокпосты, а здание Донецкой облгосдаминистрации начали спешно зашивать металлическими листами.

Министерства и чиновники

Реклама

Даже самые яростные адепты т.н. "ДНР" вынуждены огласились: уж чего-чего, а чиновников в "администрациях", "управлениях", "министерствах ДНР" в несколько раз больше, чем было в мирное время.

"Это не просто кумовство, это семейный подряд какой-то! Если кто-то пошел работать, например, в министерство, то через неделю там даже бабка будет числиться заместителем, тетка – помощником, а невестка – секретаршей. Куча народу бегает с бумажками, но никто ничего не знает, все "это не в их компетенции". Мы приходили по поводу восстановления домов после обстрелов – натурально нами сыграли в футбол от одного кабинета к другому по всему их "дому правительства". Из "минобраза" только директивы спускают по пять штук на дню, жена-учительница только и делает, что отчеты строчит. Говорит, примерно раза в три больше, чем писали раньше во всякие районо", – рассказал дончанин Игорь Семилетов.

При этом чиновники любят демонстрировать близость к народу и проводят различные выездные заседания, о которых народ узнает постфактум – из выпуска теленовостей.

Реклама

Фото: AFP

Коммунальные проблемы

Реклама

Жилищно-коммунальное хозяйство – в плачевном состоянии. За два года в Донецке не делается ничего, кроме ликвидации аварийных ситуаций. "Асфальт даже на центральных улицах побит гусеницами военной техники. Весной и осенью эти дыры увеличиваются, никто и не думает их чинить. Разрушенное жилье никто не восстанавливает – мы устали писать заявления в "центр управления восстановления" – говорит дончанка Юлия Мангул.

По ее словам, ремонты домов и подъездов, капитальные ремонты – все в прошлом. "И раньше можно было как-то настоять, по закону добиваться – то сейчас это все пустые звуки. Сейчас даже лавочку во двор не поставят. Одна радость – дворники работают и мусор вывозится. Вот за это искренне спасибо!" – говорит дончанка.

В целом, Донецк, несмотря на ежедневную чистку метлами, начинает подзапускаться. За 100-200 метров от центра города уже видны следы разрухи и грязи – кучи мусора,  в том числе и строительного, не опустошенные контейнеры. "Раньше можно было пожаловаться в горсовет – и быстро порядок наводили. Сейчас даже нет смысла и пытаться", – считает донецкий пенсионер Евгений Коваленко.

Банки и почта

За два года самые простые вещи стали недоступны жителям региона. "Знаете, я никогда не задумывался, как важна в жизни почта, – говорит студент Валентин Сидоров. – Вроде, с одной стороны, она есть, а вот когда возник вопрос получить посылку – тут же возникли проблемы".

Почтовые отделения с этой задачей не справляются. Например, "почта "ДНР" принимает посылки и письма лишь для отправки по оккупированным территориям.

Фото: Соцсети

"Мы отправляли вещи из Макеевки в Одессу, просто перевозить все через блокпосты – уже сил нет, – говорит жительница Макеевки Людмила. – Так вот, обещали, что доставка осуществляется в течение десяти дней. Ну да ладно, промолчу о сроках. Сдали посылку еще 30 января, так до сих пор в Одессе не получили! На звонки не отвечают, а если и отвечают, то говорят, мол, вам перезвонят и так по кругу. У них, говорят, посылка до Ростова идет как минимум две недели".

Банки как таковые исчезли с лица оккупированных территорий. Относиться серьезно к "центробанку ДНР" не могут даже сами "клиенты". "Мы оплатили коммуналку в отделении банка – и деньги ушли неизвестно куда.  А у меня появились долги за тепло и воду. Такая же ситуация и у некоторых моих знакомых. Банк этот – просто сборщик денег с населения. Операции с банковскими картами, переводы, интернет-покупки и платежи – все это забыто", – говорит дончанин Сергей Стрельченко.

Такая же ситуация с оператором мобильной связи "Феникс", который, работая на захваченном у украинского мобильного оператора оборудовании, так и не смог обеспечить услугу передачи СМС, не говоря уже о мобильном интернете. Звонить можно в Луганск и в Россию, причем окольными путями, через набор других номеров. "Если кто-то и купил себе этот "Феникс" – то чисто ради забавы или на память о днях оккупации. Звонят все по привычным номерам привычных операторов", – говорит Стрельченко.

Продукты и "продукты"

"Однозначно, жизнь в Донецке больше стала походить на выживание, – сетует дончанка Светлана Купянская. – К примеру, я раньше никогда не смотрела на срок годности продуктов в магазинах и на рынках. А теперь постоянно приходится смотреть за тем, что покупаешь. Качество ухудшилось, а цены значительно поднялись. У нас же очень много на прилавках российских товаров, но неизвестно откуда это берется и что означают их названия – "сырный продукт", "кефирный продукт"… А еще, взять, к примеру, нарезной батон, который утром появляется на прилавках. На упаковке дата стоит сегодняшняя, а адрес производства – город Новоазовск. Прелый хлеб из Новоазовска. Но в Донецке есть свои хлебозаводы и они худо-бедно, но работают! Что за ерунду нам пытаются продать?"

Фото: Соцсети

Здоровье и лекарства

Если у дончан раньше и были претензии к качеству медицинского обслуживания в Донецке, то сейчас они на практике узнают поговорку "Все познается в сравнении". На сегодня в донецких больницах, как говорят жители шахтерской столицы, бесплатный только вход.

"К врачу приходишь, а она даже анализов еще не взяла, послушала и говорит: "У вас грипп" – и коробочку с надписью "Для пожертвований" пододвигает в мою сторону. В больницах, лекарств нет, которые раньше бесплатно полагались, например, для диабетиков, приходиться покупать за свой счет и что делать тем, у кого денег нет – неизвестно. У меня знакомый после операции лежал в больнице, а в соседнем отделении раненые вояки "ДНР". Они в курилке постоянно сетовали, что даже им приходиться покупать лекарства за свой счет", – говорит дончанин Константин Лысенко. Цены на лекарства в аптеках выше украинских, и пересчитаны по курсу рубля-гривны как минимум 1:3, а то и выше (хотя в торговых сетях курс заявлен как 1:2).

Транспорт

По поводу передвижения по городу, дончане единодушны – такого не было даже в начале 90-х, когда транспортники бастовали, выбивая зарплаты и запчасти для своих автобусов. На маршруты выходили единицы. Сейчас – примерно то же самое, но "забастовка" начинается на всех маршрутах ежедневно после 19:00. Уехать после этого времени из любой точки города проблематично. Цены на такси – запредельные, от 70-75 рублей за первые 3-5 километров. Владельцы маршруток требуют поднять цены на проезд, но обнищавшие дончане не готовы платить больше 6-7 рублей, сегодняшней цены в общественном транспорте.

Зато поездка одного человека на свободные территории,  подконтрольные Украине,  стоит как билет в вагон СВ. Около 300 гривен стоит проехать в одну сторону из Донецка в Мариуполь, 500 гривен – в подконтрольную украинским властям Константиновку. Плюс к этому – многочасовое стояние на блокпостах, досмотр, нервотрепка, ограничение по провозу продуктов и лекарств.

Фото: Соцсети

"Привыкнуть к этому невозможно. Это унизительные процедуры досмотра, иногда унизительное общение с пограничниками. Сейчас боевики устроили людям ад в Еленовке, где на "таможне ДНР" переписывают всех въезжающих – выезжающих. Там в автомобильной очереди стоят сутками", – рассказал дончанин Илья Кульбашин.

Шик и блеск боевиков

Боевики выбирают часы и обувь подороже, дарят женам и подругам шубы, магазины и пафосные автомобили, проводят отпуск за границей и покупают недвижимость в Москве. Все это замечают и фиксируют случайные свидетели, иногда боевики напоказ выставляют свою роскошь, публикуя снимки в соцсетях.

"Моторола" подарил на день рождения своей жене новенький автомобиль. Фото: Соцсети

"То шубу кто-то дарит, то машину, то квартиру – такого явного хвастовства не было раньше. Все эти "командиры" боевиков рассказывают, что им денег не платят за службу, а потом бац – и фото с отдыха за границей!" – говорит дончанин Константин Лысенко.