Небесные ангелы Одессы

5 февраля 2009, 13:10
Универсалы. Пограничные летчики спасают моряков и охотятся за браконьерами.

Задачи выполнены. Летчики фотографируются после приземления, сниматься перед полетом — плохая примета, фото пресс-служба ЮРУ Госпогранслужбы

Одесская авиационная эскадрилья Госпогранслужбы Украины — единственное военное подразделение в регионе, чьи самолеты и вертолеты способны летать. Даже в условиях экономического кризиса. И не просто летать, а выполнять поставленные задачи, будучи структурным звеном Южного регионального управления Госпогранслужбы Украины. В биографии эскадрильи — тысячи часов налета. Это и патрулирование границ с обнаружением нарушителей, контрабандистов и браконьеров; перевозка людей и грузов, в том числе тяжелораненых, больных из труднодоступных районов во время стихийных бедствий.

В день нашего визита на аэродром "Школьный", где расположено подразделение, часть вертолетов и самолетов отправились на очередные задания. Остальные — заботливо укрыты брезентом из-за неблагоприятной погоды. Его снимают только за два часа до отлета. И здесь развеиваются все стереотипы, навязанные киношниками, когда вертолет по внезапной команде может моментально и без проблем подняться в воздух. "В реальности все сложнее, — говорит командир части майор Артем Забродоцкий. — Техники должны подготовить и проверить машину, пилоты — изучить маршрут, уточнить погодные условия и так далее. Так что "с кондачка" ничего не происходит. В исключительных случаях, когда ожидается ЧП или важное задание, предполетная подготовка происходит заранее, тогда наступает "15-минутная готовность": экипаж ожидает соответствующую команду. Зато потом вертолет при средней скорости 200 км/ч может за четверть часа добраться в труднодоступный район".

Реклама

День рождения подразделения — 7 мая 1986 года. Тогда на основании приказа начальника войск Западного пограничного округа КГБ СССР была сформирована 24 отдельная авиационная эскадрилья. Она обеспечивала охрану участков восьми пограничных отрядов на территории Украины, Молдовы и Беларуси. За годы независимости Украины экипажи эскадрильи обнаружили 26 нарушителей, спасли в море три десятка человек, перевезли почти 30 тысяч человек. Более 50 военнослужащих были отмечены государственными наградами. В настоящее время здесь эксплуатируются самолеты Ан-26 и Ан-72, вертолеты Ми-8 и Ми-9. Это военно-транспортные машины, которых в силу специфики применения лишили боевых функций. Зато вертолеты оборудованы внешней лебедкой для подъема людей и грузов. Зачастую она незаменима при ЧС. Классический пример — случай в ноябре 1993 года в районе острова Змеиный, когда в результате сильного шторма раскололся пополам российский сухогруз "Волго-Балт". Вот тогда одесские пилоты-пограничники действовали точно также, как в голливудских блокбастерах. Вертолет под управлением майора Кожеванова завис в десятке метром над местом катастрофы, где находились терпящие бедствие люди. С помощью лебедки спасатель капитан Николай Губко по канату спускался в море, пристегивал моряка и поднимался с ним наверх. Так было спасено 14 человек. "В подобной спасательной операции удерживать вертолет на одном месте очень сложно, — рассказал Артем Забродоцкий. — Успех зависит от мастерства пилота. Поясню, что помогает летчику так зависать. Обычно он взглядом ловит какую-то относительно неподвижную точку (попробуй ее еще разыскать в открытом море), фиксирует ее на каком-то конкретном месте остекления кабины и, управляя штурвалом, старается, чтобы обе точки совпадали. Почти, как в видеоигре. Только в реальности неудача чревата человеческими жертвами".

В марте 2005 года в селе Анатолиевка Одесской области были сильные снежные заносы, из-за которых роженицу Наталью Варежкину не смогли доставить в райбольницу. Транспорт безнадежно застревал в сугробах. Проблему разрешил экипаж Александра Мудрика. Вертолет эвакуировал женщину, оперативно доставив ее на аэродром "Школьний", где уже ждала "скорая". Через полчаса Наталья родила здорового малыша. А в прошлом году одесские вертолетчики активно участвовали в ликвидации последствий наводнения в Западной Украине. "Мы доставляли в Черновицкую область продукты и товары первой необходимости, — вспоминает пилот Игорь Федорович. — Горно-лесистая местность всегда представляет сложность для посадки. К тому же, полторы тысячи метров над уровнем моря. Порой приходилось сажать машину на небольшие пятачки. Люди, испытавшие на себе натиск стихии и лишенные самых необходимых вещей, встречали нас чуть ли не как небесных ангелов".

Экипажи самолетов без работы тоже не остаются. В частности, пограничные Ан-26 активно участвуют в борьбе с незаконным выловом камбалы, которым грешат турецкие шхуны. Дело в том, что камбала обычно залегает на дне на глубине 50—100 м. С украинской стороны морское дно значительно более пологое и рыбу легче поймать. Самолеты засекают незваных гостей и координируют действия морских пограничников.

Реклама

Увы, даже в мирное время авиаторы несут потери. Так, 27 марта прошлого года в дунайских плавнях разбился вертолет Одесской авиаэскадрильи, который летел на остров Змеиный. Из 14 человек, находившихся на борту, выжить удалось только одному. Это — самая крупная авиакатастрофа в погранвойсках за всю историю независимой Украины.

Сейчас эскадрилья переживает не лучшие времена. "В текущем году материально-технического обеспечение может быть урезано по различным статьям на 30—50%, — подытожил Артем Забродоцкий. — Но при гибкой системе управления на летной подготовке пилотов это отразиться не должно. Что касается зарплаты, то пограничникам ее выплачивают исправно".

МЕСТА БОЕВОЙ СЛАВЫ АВИАЭСКАДРИЛЬИ

Реклама

Спецзадание. Вертолет вовремя доставил роженицу в Одессу.

Змеиный. Неподалеку вертолетчики спасли российских моряков.