Неизвестный Уточкин: авиатор проплыл 20 км на спор и колесил на мотоцикле по аркам Горбатого моста

15 марта 2016, 06:50
Историки в своем отношении к авиатору разделились на два лагеря: одни называют психом, другие — гением

Уточкин. Несмотря на свое заикание, рыжий, веселый авиатор был фаворитом любой публики. Фото: livejournal.com

В этот день, 15 марта 1910 года в Одессе Сергей Уточкин получил разрешение и совершил свой знаменитый 12-минутный полет, став, таким образом, вторым авиатором на просторах всей Российской империи. Ежегодно в Одессе проводят велотрек в память о спортсмене, а "Сегодня" спустя 106 лет после легендарного полета решила разузнать интересные факты из жизни основоположника одесской авиации.

Надо сказать, историки и летчики разделились на два лагеря в отношении к Уточкину. Одни считают его гением и первопроходцем, другие — открыто называют "психически ненормальным" и маргиналом. "У него было много денег, но не было серьезности. Он летал, бегал, прыгал, делал, что хотел", — говорит современный коллега летчика Евгений Островский. А краеведы вспоминают, что Уточкин запомнился рядом сумасбродных, опасных выходок, хотя они и не были злыми. Так, Олег Губарь рассказал, как однажды, освоив вождение машины, Уточкин съехал на ней по Потемкинской лестнице прямо к морю!

Реклама

Смельчак с парашютом. Член одесского аэроклуба перед прыжком. Фото: livejournal.com

Также авиатор одним из первых привез в Одессу роликовые коньки, стал первопроходцем в мотоциклетном деле. Местные экскурсоводы рассказывают легенду: когда у Уточкина появился первый в Одессе мотоцикл, он проехал на нем по аркам Горбатого моста! Участвовал спортсмен и в гонках, а из-за своего заикания, выступая на дистанциях, мог якобы начать слово на старте и закончить его произношение уже на финише.

Реклама

Известный одесский коллекционер и историк Анатолий Дроздовский признался, что хранит у себя множество памятных документов, связанных с именем летчика. Среди прочего у него есть автограф Уточкина, фотографии его полетов с Александром Куприным.

Историк и экскурсовод Татьяна Сазонова уверена: "Уточкин был человеком-оркестром. Многое увлекало его внимание, и он не уставал удивлять. Например, однажды выступил на арене цирка, проехав несколько кругов на мотоцикле. Еще на спор проплыл 20 км по морю — от пляжа в центре до Крыжановки. Можно смело сказать, что если он что-то делал, то всегда по максимуму. Умер он в Санкт-Петербурге в психиатрической больнице", — говорит историк.

Реклама

В воздухе. До аэроплана одессит летал на воздушном шаре в 1907 году — над египетскими пирамидами. Фото: livejournal.com

Краевед Олег Губарь добавляет, что Сергей Исаевич был из достаточно обеспеченной семьи: бабушка и дедушка его были домовладельцами и благотворителями. "В Пале-Рояле у Уточкина был салон по продаже, ремонту и аренде велосипедов. Недавно там меняли штукатурку, и мы, проходя, видели рекламу этого салона. Я думаю, сильное влияние на его психическое здоровье оказал разрыв с женой (супруга Уточкина ушла к президенту одесского аэроклуба и его другу Артуру Анатре. — Авт.), наверное, он не смог этого перенести. По жизни он был чемпионом и у него получалось все, за что он брался. Но вот личная жизнь не сложилась, и это стало для него сильным ударом", — подытожил Губарь.

РАЗВИТИЕ: ГОДОВЩИНА ЗАВОДА И МЯГКИЕ БАКИ
 

Модернизация. На вертолеты Ми-8 установят новые мягкие баки. Фото: ukroboronprom.com.ua

Из небольшой мастерской при Одесском аэроклубе, в который входил Уточкин, в 1911 году вырос "Завод аэропланов Анатра". В 1920 году его национализировали, а с 2010-го завод входит в концерн "Укроборонпром" и представляет собой закрытый режимный объект. Сегодня тут вовсю готовятся к празднованию 105-летней годовщины.

Как рассказали "Сегодня" на заводе, торжество запланировано на 27 апреля — в этот день в 1911 году первый самолет, построенный в местных мастерских, поднялся в небо под управлением Михаила Ефимова. Директор музея авиационного завода Анатолий Шевченко рассказал нам, что по случаю праздника в музее готовят новую экспозицию.

А в пресс-службе "Укроборонпрома" рассказали, что в 2016 году на Одесском авиазаводе также планируют начать установку мягких топливных баков собственного производства для вертолетов Ми-8.

В ПАМЯТЬ — КИНОТЕАТР И ДОСКА

Память об авиаторе Сергее Уточкине в Одессе на сегодняшний день увековечена лишь в двух местах: летчику установили памятник на Дерибасовской, где он будто запускает бумажный самолетик, и мемориальную доску на Успенской, 23. Когда улица еще была переулком, здесь родился Сергей Исаевич и жил с 1876 по 1916 год. 13 января этого года исполнилось 100 лет со дня смерти летчика. Кроме того, в связи с законом о декоммунизации, Первому Колхозному переулку в Одессе присвоят имя Уточкина.

У дома на Дерибасовской, 22, где возвышается памятник, авиатор в 1913 году открыл первый кинотеатр под названием "Кино-Уточкино". В советское время кинотеатр назывался "Красный летчик", но в 1998 году после пожара закрылся. Спустя пару лет кинозал восстановили, но окончательно закрыли в конце 2008 года. Основной причиной в городе считают закон об обязательном дубляже кинофильмов на украинском языке, мол, из-за этого исторический кинозал начал приносить убытки.