Немецкий бродяга и "ЗИМ" Сталина с "одесской пропиской"

16 мая 2008, 08:52
Коллекционер Федор Сердюков собрал 12 раритетных авто довоенных лет, кроме того его машины снимались в фильмах и сериалах.

Сюрприз. На таком "ЗИМе" разъезжал сам Иосиф Виссарионович, фото К. Диланян

Реклама

На прошедших выходных в Белгороде-Днестровском состоялся финал первого в истории фестиваля технических видов спорта. Гостям фестиваля было представлено множество авто. Можно было любоваться, фотографироваться на фоне отполированных стальных коней, а с некоторыми владельцами даже поторговаться. Помимо современных новеньких "Ауди" и "Ниссанов", автолюбители привезли в Аккерман эксклюзивные машины начала прошлого века. Так, одесский клуб ретроавтомобилей представил пять моделей 21-й "Волги" 60 — 67 годов. Но настоящим сюрпризом выставки стали автомобили "Мерседес" (1933 г.), "Вандерер" (1938 г.) и "Опель" (1937 г.). Эти машины создавались в довоенное время специально для сильных мира сего. Каждая имеет свою историю, но объединяет их то, что сейчас все эти рариеты имеют "одесскую прописку".

Завороженно рассматривая "Вандерер", мы и познакомились с его владельцем — уникальным мастером-реставратором и собирателем старинных авто.

КОЛЛЕКЦИОНЕР. Федор Сердюков с детства любил машины. Эта страсть, видимо, по наследству ему досталась от отца, который прошел всю Вторую мировую войну, а затем решил заняться реставрацией автомобилей и даже собрать свою коллекцию. Первую машину — "Мерседес" 1933 года выпуска — Виктор Сердюков пригнал из Германии. Затем машина перешла к сыну Федору. Равно как и мастерство реставратора. "Во времена Советского Союза иметь более двух машин считалось просто неприличным! — вспоминает Федор Викторович. — А у меня на тот период как раз было несколько машин. Тут мой хороший знакомый предложил купить у меня мой "Мерседес", я и согласился. Уже не помню, за какую сумму я его продал, но успокаивал себя, что отдал в хорошие руки".

Реклама

Времена изменились, и теперь в гараже у Федора Сердюкова аж 12 авто — "БМВ", "Волга", "Мерседесы". Три из них — на ходу, а остальные еще в работе. "Лично моих — двенадцать машин, в их числе два "БМВ" тридцатых-сороковых годов", — говорит собиратель. Кроме этого, на реставрацию мастеру везут эксклюзивы со всей Украины. На то, чтобы привести в порядок одну машину, Федор Викторович может потратить от девяти месяцев до трех лет.

"Я понимаю, мое хобби — не из дешевых, но если очень любить свое дело, то и денег не жаль. Я не собираюсь никому больше продавать свои машины. Если спрашивают, то отвечаю, она стоит сто тысяч долларов, обычно люди отказываются. Как-то был у меня такой случай. Еду по городу на своем "Вандерере", останавливается возле меня новейшая иномарка, видно, что очень дорогая, выходит молодой парень, чуть не падает мне в колени и просит: "Продай мне машину, за любые деньги куплю, мне бы деду в деревню ее отправить, чтоб сено возил!.."; я был поражен такой наглостью!" — возмущается Федор Викторович.

Раритеты коллекционер ищет где только возможно. "Я езжу по деревням, осматриваю, какие машины где стоят, потом подхожу к владельцам и прошу выкупить, — говорит Федор Викторович. — Обычно эти люди рекомендуют мне и других владельцев, которые имеют подобных "старушек". Ведь все любители раритета знакомы. А бывает, что мне звонят неизвестные и говорят: в таком-то городе, на такой-то улице стоит старинная машина, я лечу туда сломя голову, а оказывается — ничего там и нет!".

Реклама

НЕМЕЦКИЙ БРОДЯГА. Мастер очень любит рассказывать о своих подопечных. Например, его "Вандерер" (кстати, с английского и немецкого это слово переводится, как "скиталец", "бродяга") целиком оправдывает свое название — этот автомобиль путешествует уже на протяжении семидесяти лет. Изначально он принадлежал немецкому генералу. Во время Второй мировой войны машину немца обстреляли советские партизаны, а потом переправили авто в нашу страну. Только недавно были заделаны следы от пуль на левом борту "бродяги", сейчас это — единственный экземпляр в Украине.

Специально для нас Федор Викторович подготовил сюрприз: "Я еще никому ее не показывал, вы первые, кто увидит мою красавицу". Реставратор приоткрыл двери в гараж, являя нам ЗИМ 1955 года выпуска. Раритет полностью обновлен современными запчастями этой же модели. "Это просто звезда, — гордо заявил Федор Сердюков. — На такой машине ездил Сталин. В ней есть страпонтены (дополнительные места между передними и задними сиденьями). Кстати, именно на страпонтенах предпочитал сидеть Иосиф Виссарионович. Почему? Потому что вокруг усаживалась охрана".

СТАЛЬНЫЕ ПРИЗЕРЫ

Машины Федора Сердюкова были призерами многих конкурсов. Например, "Мерседес" 1937 года не раз занимал призовые места на выставках в Германии. А в этом году киевский журнал Fashion drive предложил одесскому коллекционеру поехать в Болгарию на мировую выставку авто и представить там свой ЗИМ.

Кроме этого, машины Федора Викторовича неоднократно появляются на наших голубых экранах. В частности, раритеты снимались в сериале "Ликвидация" и приключенческом детективе "Александровский сад".