Кем можно устроиться в период политгонки и сколько за это платят

9 августа 2012, 08:10
В агитаторы берут после собеседования, на черные PR-акции политики отправляют своих

В агитаторы берут непьющих. Фото: comments.ua

В Украине наступает горячая пора для тех, кто не против подзаработать на выборах. Организаторы выборных штабов вовсю вербуют "пехоту", которая будет раздавать агитлистовки на улицах, охранять митинги, работать наблюдателями и подсчитывать голоса в избиркомах. "Сегодня" выяснила, кем можно устроиться в период политгонки и сколько за это платят (см. инфографику).


По словам организатора выборного штаба одного из одесских кандидатов-мажоритарщиков Павла Б., набор персонала "под выборы" начался больше месяца назад. "Самый большой спрос на агитаторов с опытом. Как правило, это мужчина 40—50 лет, за словом в карман не лезет, не пьет на работе и знает, как общаться с людьми. Такие сотрудники сейчас — на вес золота", — признался заведующий оргсектором в штабе. Также в штабах нанимают охранников на выборные мероприятия. "Работа временная — на два месяца. Оплата — 200 грн в день. Нужно охранять имущество и здоровье участников концертов и митингов партии. Никаких политических разборок не будет — нас интересует только защита от нападений. При командировках, помимо зарплаты, гарантируется оплата проезда, проживания и питания", — так описали нам условия работы охранником, когда мы позвонили по телефону, указанному в объявлении, которыми пестрит интернет.
К слову, в этом году появилась своя фишка в подборе сотрудников штабов — нанимают по принципу "меньше, но качественней". "Опыт прошлых выборов показал, что нанятые с улицы агитаторы относятся к своим обязанностям халатно и часто занимаются приписками, — рассказывает нам Павел. — Например, тогда я заплатил по 100 грн студентам за поквартирный соцопрос, цель которого — выявить число избирателей, симпатизирующих нашему кандидату. Но большинство агитаторов никуда не ходили, а в штаб приносили вымышленные данные. По их "подсчетам", за нашего кандидата отдали бы свой голос 90% респондентов. Когда я выборочно проверил эту информацию, оказалось, что никто из опрошенных не общался со студентами".
Подобная ситуация повторяется с другими работниками штабов. "Агитаторы ничего не знают о кандидате, листовки которого раздают, наблюдатели спят прямо на участках или просто уходят домой. А разносчики подарков пенсионерам часто прикарманивают львиную долю помощи", — добавил Павел Б. Поэтому сейчас в штабах предпочитают нанимать работников после собеседования, которое проводят опытные кадровик и психолог. Те, кто его проходит, получают шанс на постоянную работу в команде кандидата в случае его победы. "После того как проверили прошлое соискателей, проводим семинары. Агитаторы должны уметь убеждать, вести спор с оппонентами и знать "программу" кандидата".

Реклама


Так же взыскательно в штабах подбирают персонал для черных PR-акций. "На прошлых выборах на раздачу провокационных листовок и создание граффити, очерняющих конкурента, часто нанимали случайных людей. В основном это ранее судимые, бездомные, а также студенты, — поясняет политтехнолог Владимир В. — Когда они попадались милиции, то сразу признавались, кто их нанял. Приходилось заминать такие случаи за взятки. Сейчас в штабах незаконные акции проводят особо доверенные люди. Если их задерживают, они уверяют, что у них нет заказчика. Наша помощь в освобождении "своих" из милиции гарантирована".
Правда, самый легкий заработок — продажа своего голоса. За него на прошлых выборах, говорят эксперты, давали 200—300 грн. "Большинство одесских кандидатов обладают небольшими суммами. Я прогнозирую, что цена такой фальсификации останется на прошлом уровне — около 200 грн", — заявил нам глава облКИУ Анатолий Бойко