Нереальный Генплан

23 января 2008, 11:37
Одесситы могут внести предложения в новый Генплан. Правда, эти проекты вряд ли когда-то воплотятся...

А.Лесик

Согласно новому генплану, Одессу в ближайшее время ожидает разве что строительство магистрали между жилмассивами Котовского и Таирова. Остальные же проекты, по словам самих архитекторов, могут так и остаться проектами.

"К сожалению, в Генплане нет четкого ответа на вопрос: как и чем застраивать прибрежные территории, — говорит директор архитектурно-художественного института ОГАСА Валерий Уренев. — Не решена полностью транспортная проблема — расширения отдельных улиц и строительства магистрали, с учетом того, что ежегодно в Одессе становится на 2—3 тысячи автомобилей больше, этого недостаточно".

Реклама

Одесский зоопарк может переехать только в район 6-го километра Овидиопольской дороги. Застраивать территорию зверинца домами не планируется. "Тут же было кладбище, так что строить что-то никак нельзя", — убежден начальник отдела мониторинга реализации Генплана Александр Греков. А от "Привоза" в качестве колоритного элемента останется только фруктовый пассаж. В аэропорту продлят взлетную полосу. А санаторий "Горького", от которого давно отхватывают землю под застройку, обещают не трогать. "На Генплане санаторий сохраняется", — говорит Александр Сергеевич.

ОДЕССА НЕ ВЫРАСТЕТ. Заслуженный архитектор Украины Владимир Глазырин считает, что новый Генплан хорош. "Генплан 1989 года был рассчитан на то, что Одесса увеличится на 10 тыс. га за счет прилегающих сельских территорий. Но на сегодня выкупить все частные фермерские участки невозможно. А вот согласно новому Генплану город надо развивать, используя территории ветхой и малоэтажной застройки Молдаванки, Ленпоселка и промзоны".

"Центр будут только реконструировать в соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия", т.е. многоэтажек там строить не будут", — говорит Александр Греков.

Реклама

ОТ КОТОВСКОГО ДО ТАИРОВА — БЕЗ ПРОБОК

Самым крупным автодорожным проектом согласно Генплану станет строительство автомагистрали беспрерывного движения — без светофоров и пешеходных переходов. Магистраль будет соединять северную и южную части города, то есть жилмассивы Котовского и Таирова. Дорога будет идти местами за городом, а некоторыми участками — в его черте. "Эту дорогу строят для того, чтобы можно было побыстрее попасть из одного конца города в другой, минуя все одесские пробки, и тем самым сохраняя свою нервную систему", — говорит Александр Греков.
Для удобства водителей магистраль будет иметь ответвления на городские дороги с регулируемым движением. К слову, уже началось строительство некоторых участков.

ГДЕ БЫТЬ ПОДЗЕМКЕ, УЗНАЕМ В 2031-м

Реклама

Архитекторы предлагают местным властям внедрить в Одессе такой вид скоростного общественного транспорта, как метро. Надземное и подземное. Поскольку воплотить столь революционный проект только под городом — не получится, равно, как и наоборот. "Вот, к примеру, через центр надземное метро никогда не пустят, — объясняет Александр Греков. — Но как всегда вопрос реализации упирается в финансы". Сколько будет линий и станций, какова протяженность веток, пока сказать никто не решается, мол, ведутся проектные работы. Но Генплан предполагает, что к 2031 году проектная документация по метро будет окончательно готова.

"Метро крайне необходимо нашему городу! — убежден Валерий Уренев. — Представьте себе, что Москва, Санкт-Петербург или Киев остались без метро? Это невозможно! А в Одессе метро вообще нет, хотя оно может значительно повлиять на разрешение транспортной проблемы".

ОДЕССА ВЫРАСТЕТ В МОРЕ?

Границы города, которые были утверждены в 2003 году, останутся неизменными. Однако только в пределах суши. А вот в море Одесса по Генплану будет расти. Правда, неизвестно когда, ведь фактически вопрос границ возникает и здесь. И если суждено быть в море искусственному острову, о котором судачат уже не первый год, то еще непонятно, к городу или уже области будет относиться новая территория. Намывной остров архитекторы видят в районе пляжа "Лузановка". На нем планируется соорудить бизнес-центр, развлекательные комплексы и гостиницы. Остров хотят соединить с противоположными районами Одессы воздушными автомагистралями. Фантастический проект замедляют еще и финансовые сложности. "Намывать острова, когда у нас есть столько свободных для застройки территорий, – не очень хорошая идея, — считает ведущий архитектор НПТЦ "Экострой" Владимир Ексарев. — Я понимаю, если бы у нас делали аэропорт с намывкой, как в Ницце, где на воду садятся все самолеты... а так — это чистое отмывание денег". Помимо острова, планируется намыв прибрежной зоны от Черноморки до морского порта и в районе Лузановки.

ДОМА ТАМ, ГДЕ СЕЙЧАС ВРЕДНЫЕ ВЫБРОСЫ

Новый Генплан пророчит, что в будущем в городе уменьшится площадь территорий, занимаемых промышленными комплексами. А вот для жилого и гражданского строительства — приумножится. В частности, промышленные предприятия хотят уменьшить за счет сокращения санитарно-защитной зоны. А для этого понадобится улучшить условия технологической переработки химических выбросов. Так, если заводы, загрязняющие большие территории в районе Слобоки, Пересыпи, окружной, оснастить современным оборудованием, то места, где по сей день из-за химических отходов жить нельзя, можно будет застраивать. Причем, по словам разработчиков Генплана, без угрозы для здоровья и жизни людей, которые будут покупать квартиры в новых жилых комплексах.
Вопрос только в том, кто же обеспечит покупку тех самых новых технологий одесским заводам. Архитекторы об этом не задумываются.

НА ПОЛЯХ ОРОШЕНИЯ НОВЫЙ СПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Еще один проект, которому прочят так и остаться проектом, – это строительство жилого микрорайона на полях орошения. 200 гектаров по плану отвели под ландшафтный парк и жилой комплекс "Хаджибейский". Новые многоэтажки могут дать городу свыше 11 миллионов квадратных метров жилья. Что, согласитесь, звучит заманчиво. Однако архитекторы не исключают вероятность того, что проект останется всего лишь гениальной идеей. "Это – дорогостоящая задача, все мы знаем, что города строятся не в один день и строятся многими поколениями людей. Поэтому загадывать наперед сложно. Я считаю, что город рано или поздно придет к тому, что не сможет развиваться, если не освоит эти территории", — считает архитектор Владимир Глазырин.