Американский создатель НЛП о переезде в Одессу: "Когда попал на Дерибасовскую, то понял, где должен жить"

11 января 2013, 10:42
Один из создателей нейролингвистического программирования (НЛП) Фрэнк Пьюселик рассказал о тяжелом детстве, как был доктором на войне во Вьетнаме и о встрече с Кастанедой

Фрэнк Пьюселик: "Все, что я делал в детстве, — это пытался выжить"

Мало кто знает, что в Одессе уже около 15 лет живет один из разработчиков популярного направления в психотерапии и практической психологии — НЛП — известный американский ученый и бизнес-консультант Фрэнк Пьюселик. Он до сих пор говорит только по-английски, но при этом успел открыть несколько центров по реабилитации наркозависимых в Одесской области.
— А как вообще возникло название НЛП?
— У нас с коллегами было около 20 вариантов названий. Одно из них — "Мета" работало в течение нескольких лет. Еще — "Неокреативность", "Ментальная организация", всех и не вспомню. Чего мы только не придумывали, перебирали знаки зодиака, думали даже "Стрельцом" назвать, "Светом луны" или "Юпитером". Ведь в Калифорнии чем замысловатее имя, тем лучше.
— Почему вы переехали из Штатов в Одессу?
— В конце 1980-х я работал и жил в Оклахоме. Однажды мне звонит друг из Сан-Франциско и говорит: "У меня в доме 7 русских!" На что я отвечаю: "Какой ужас, скорее вызывай полицию!" (улыбается). А он: "Не переживай, это психологи". Я был немало удивлен, что делают 7 русских психологов в доме моего друга. И так как они интересовались в том числе и НЛП, я с ними встретился. А они пригласили меня в Россию. Первый раз я приехал в Москву в 1988 году, и мне там понравилось. А вскоре и вовсе переехал сюда. Для меня это было правильное место. Прекрасные студенты, прекрасная система образования, бизнес-возможности — совершенно новый мир. Там я прожил 6 лет, потом еще 5 — в Питере. Там было неплохо, но когда я в разгар лета попал на Дерибасовскую, то понял, где должен жить. Я стар, но не мертв! (смеется).
— В молодости вы служили во Вьетнаме...
— Да, я пробыл в джунглях больше года. Мне было 22 года (1966 год). Я был военным врачом и спасал жизни. Да и моя жизнь несколько раз висела на волоске! Война ведь... Там я научился ненавидеть и стрелять. Я должен был быть одновременно и священником, и доктором, и солдатом.
— А кем мечтали стать в детстве?
— У меня было плохое детство. Обо мне особо никто не заботился. Родители-алкоголики часто кричали, ругались и очень много пили. Я провел детские годы… даже не знаю, как это назвать, — удивляясь тому, зачем я был рожден, и пытаясь понять, что сделал не так. И я совсем не думал о том, кем хочу стать. Все, что я делал, — это пытался выжить. Хотя родители все же оказались достаточно умны, чтобы отправить меня в католическую школу. Восемь лет школьной жизни были великолепными. Очень строгая дисциплина, высококвалифицированные учителя, униформа. "Да, сэр, нет, сэр". Эта часть моей юности была прекрасна.
— Что вы делали после школы?
— После католической — отправился в общую школу, которая, кстати, располагалась в самом неблагополучном районе Сан-Диего. Я ее ненавидел! И изо дня в день пытался выжить. Мальчики поджидали меня после школы, чтобы побить. Я попадал в постоянные передряги. И старался задержаться после уроков подольше, надеясь, что мои преследователи устанут меня ждать.
— А почему к вам цеплялись?
— Ребята терроризировали всех, кто приходил из католической школы. К тому же, я белый, а там было много выходцев из Мексики.
— Что касается НЛП... Самое распространенное мнение, что НЛП построено на манипуляциях. Но вы уверяете, что это неверная трактовка...
— Да, это неправда! Когда люди собираются делать нечто особенное, это обычно называют магией или религией. Но, по этой же причине от этого и отказываются. Естественная реакция людей на то, чего они не понимают. И каждый человек, которого я знаю, хоть раз в жизни думал, что НЛП — это опасно и непонятно. Но когда начинают углубленно изучать НЛП, мнение кардинально меняется.
— Знаете ли вы случаи, когда НЛП использовали во вред?
— Так же как и любое изобретение. Вот, к примеру, этот обеденный стол вполне может стать оружием в руках какого-нибудь безумца. Так же как, например, и лопата — это всего лишь инструмент. НЛП могут использовать в различных целях.
— А как на счет богословской критики. Некоторые служители Православной церкви говорят о неприемлемости использования НЛП...  
— Да, религиозные люди иногда так делают. "Хочу, чтобы вы заходили в здание, хочу, чтобы вы зажигали свечи, хочу, чтобы молились камню, давали мне денег, чтобы камень сделал вашу жизнь лучше"... и НЛП после этого всего манипуляция? Это смешно!
— Почему вы решили организовать центры для реабилитации наркозависимых?
— Общество отдает человеческие жизни миру наркотиков, который делает на них огромные деньги, разрушает жизни и выбрасывает потом в мусор. Лично мне это не нравится, и я хочу это изменить. Я считаю себя гражданином мира, но сейчас живу в Украине, где данная проблема особенно велика. И я знаю, что с этим делать. Могу показать вам фотографии более сотни молодых людей, жизни которых были разрушены, сломлены, теперь — они успешны и счастливы. Я, как гражданин этой страны, — хоть и не по паспорту, но в душе — ответственен за то, что происходит вокруг меня. И я делаю то, что могу. У нас 6 центров и 6 программ (три — в Московской области и два — под Одессой, в Ананьевском и Беляевском районах. Скоро откроется еще один).
— Сколько длится программа? Сколько времени нужно человеку, чтобы стать на ноги?
— От полугода до двух лет. В зависимости от того, как долго он принимал наркотики.
— Сложно ли туда попасть? И сколько это стоит?
— Конечно, существует определенный взнос (200—300 долларов в месяц), необходимый для того, чтобы покрыть текущие расходы. Но мы не вышвыриваем людей, если они не могут заплатить. Некоторые платят половину или треть. Есть родители, которые дают всего 10 долларов в месяц, потому что это все, что они могут себе позволить.
— Вы встречались со многими известными людьми — Далай-Ламой, Рейганом, в том числе и с Кастанедой...
— С Карлосом Кастанедой мы встречались несколько раз. Полноватый мужчина маленького роста, который ведет себя точно также, как описывает в своих книгах и отвечает на вопросы буквально цитатами из своих книг. Кстати, его поведение убедило меня в том, что Дон Хуан (маг, представитель древнего шаманского племени, главный герой книг Кастанеды) действительно существует, потому что этот человек придумать такого не мог.

Изучение идеальности

Реклама

Нейролингвистическое программирование (НЛП) разрабатывалось совместно Ричардом Бендлером, Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком в Калифорнийском университете в 1960—70-е годы. По сути, НЛП — это моделирование успешного человеческого опыта и мастерства в любой области человеческой деятельности. Один из базовых принципов этого направления — если один человек умеет что-то делать хорошо, то другие могут этому научиться. То есть, как отмечают психологи, это система приемов, которая позволяет значительно сократить затраты времени на обучение человека практическим навыкам. Например, навыкам успешного психотерапевта или бизнесмена, коммуникатора или политика. Кроме того, НЛП можно рассматривать как коммуникативную технологию. "Мы называем НЛП изучением идеальности", — говорит Пьюселик.

15 лет — в сотне лучших бизнес-тренеров США

Имя: Фрэнк Пьюселик
Ро­дил­ся: 25 ноября 1944 года (68 лет)
Место рождения: США, Сан-Диего

Бизнес-тренер, ученый, профессор, автор разработок в области психотерапии и реабилитации алкогольной и наркотической зависимости среди молодежи. Работал во многих университетах США, 15 лет подряд входил в ТОП-100 бизнес-тренеров Американской Торговой Палаты. В 2002 году Фрэнк Пьюселик основал в Одессе компанию Pucelik Consulting Group и последние 15 лет активно занимается коучингом руководителей высшего звена, проводит тренинги, посвященные эффективной коммуникации, управлению, мотивации.