О чем Одесса шутила сто лет назад

1 апреля 2008, 08:30
Желтая кофта поэта шокировала завсегдатаев одесского кафе "Фанкони". Чаевые у Маяковского в кафе не взяли, мотивировав тем, что его кофта протерла пол.

Социальный юмор. Газетчики высмеивали помпезность и надутость правящей элиты

Несмотря на то, что происхождение знаменитой одесской Юморины теряется в "застойных" советских семидесятых, в Одессе смеялись всегда, и не только 1 апреля. Листая журналы и газеты столетней давности, постепенно приходишь к мнению, что профессия "юморист" в тогдашней Одессе была невостребована. Ведь в каждой печатной строчке можно найти ту самую изюминку, за которую много позже Одесса будет объявлена столицей мирового юмора.

КАВКАЗСКИЙ АРИСТОКРАТ

Реклама

Самым популярным жанром тогдашей прессы были объявления. Видимо, газеты служили неким прообразом современного интернета, потому что на всех страницах газет и журналов можно было встретить объявления такого рода: "Мол. интел. чел-к, сдаст футляр от скрипичного инструмента (альт) мол. интел. даме в аренду." (Одесский рабочий. 1907 г.). Читая объявление такого рода, не можешь отделаться от убеждения, что когда-то, сто лет назад, таки встретились "два одиночества" – молодой интеллигентый владелец футляра от скрипки и интеллигентная скрипачка, которой негде было хранить инструмент. Может быть, в какой-нибудь современной одесской семье до сих пор благоговейно хранится дедушкин футляр с бабушкиной скрипкой... Также в одном из номеров "Русского слова" за 1908 год опубликован крик души: "Нич. не возможно пон. из собств. почт. квит. 7, 8, 10 Крест.Банка. читал трижды нич. не понял, печатайте внятно!". Видимо, и тогда некоторые бюрократы не стеснялись довести "великий и могучий" русский язык до уровня китайских иероглифов. К сожалению, о дальнейшей судьбе переписки непонятливого получателя почтовых квитанций и Крестьянского банка ничего неизвестно. Достаточно часто страницы одесской прессы служили своеобразным репродуктором любовных посланий: "Мышонок непременно проверь почт. ящик. там письмо от меня. Бобер."("Ведомости одесского градоначальничества". 1908 г.) Любопытно, что к идее интернетовских "никнеймов" одесситы пришли еще сто лет назад, шифруя свои чувства от посторонних глаз. Но венцом таких объявлений являются объявления некоего "тифлисского князя". "Мол. кавказец аристократ, князь тифлисский, устал от одиноч. предл.руки и сердца мол. особе можно мещанского происх. с придан. 5 тысяч рублей. и больше." Судя по финансовым запросам молодого грузинского князя, кавказец устал не только от одиночества, но и от безденежья. Удалось ли "мол. кавказцу аристократу" поправить свое материальное благополучие, история умалчивает.

КАРИКАТУРЫ И УТОЧКИН

Сто лет назад в Одессе остались позади кровавые еврейские погромы. В отличие от остальной Российской империи, в нашем городе погромщикам дали по рукам. Причем в этом процессе умудрился отметиться легендарный одесский любимец Сергей Уточкин. Вот как пишет неизвестный фельетонист в газете "Одесские новости" за 1906 год: "Уточкин стал грудью перед толпою, которая собиралась повесить старика-еврея. "Нельзя этого делать", – закричал Уточкин в лицо преследователям и закрыл старика грудью. Тем не менее злоумышленник ударил авиатора в спину ножом и причинил ему серьезнье ранение." Уточкин много позже рассказывал Куприну о том, что к нему в больницу приходила целая делегация евреев-одесситов с подношением спасителю. Но Уточкин гордо отказался от денежного вознаграждения, сказав при этом: " Я — человек, и считаю еврея человеком!". Случай этот стал известен "всей Одессе" и многократно потом пересказывался в одесских пивных. Уточкин был лицом города, на него неоднократно публиковались шаржи и карикатуры, его заикание пародировалось куплетистами, а о его полетах писали многочисленные юморески.

Реклама

МАЯКОВСКИЙ В КАФЕ

Десант молодых футуристов в Одессу был отмечен появлением на страницах одесской печати карикатур на Маяковского. Его в желтой длинной кофте можно было видеть у "Фанкони". Вокруг крутились многочисленные одесские курсистки и студенты, подхватывавшие каждое слово заезжей знаменитости. Поэт, побывав в популярном кафе, шокировал завсегдатаев тем, что перевернул поданную тарелку и ел пирожные с донышка. Но и одесситы не остались в долгу. После просьбы объявить счет за обед у "Фанкони", пожилой официант невозмутимо сказал:" За пирожное рубль. Тарелку вы не пачкали, кофтою полы протерли. На чай можете не давать".

ОСЛЫ В РАМКАХ

Реклама

"Острых" тем, как и сегодня, сто лет назад было хоть отбавляй. Несбывшиеся мечты о Конституции заставляли карикатуристов рисовать карточные домики, олицетворявшие зыбкость обещаний правительства. Строгая цензура, которая была введена после бунта 1905 года, заставляла искать обходные пути. Но несмотря на строгое соблюдение "эзопова" языка в графике, за некоторые карикатуры редакторы даже сидели в тюрьме. Изображение осла в помпезной портретной рамке не оставило сомнений у читателей тогдашнего "Сатирикона", что на карикатуре изображен сам государь- император.