"Обезьянка, с которой вы снимаетесь на Дерибасовской, не проживет и года"

4 сентября 2007, 08:14
Ученые давно хотят запретить деятельность одесских уличных фотографов – звероводов, но местные власти уверяют, что над фауной никто не издевается.

Реклама

Видя на улицах Одессы счастливые лица детей, которые фотографируются с обезьянкой, игуаной или пушистым кроликом, мало кто задумывается, какие издевательства приходится терпеть этим экзотическим зверушкам — млекопитающим и рептилиям. Ученые и экологи бьют тревогу и требуют запретить деятельность уличным зверофотографам, но местные власти уверяют, что в нашем городе фотографы не мучают своих подопечных. Дескать, и документы у них в порядке и мордочки у обезьянок и ящериц довольные. Фотографы утверждают, что все их животные привиты и привезены легально. Однако как только речь заходит о том, чтобы посмотреть их документы или хотя бы разрешение на съемку, пугаются и убегают.

ЛИШЬ ГОД В ОБЪЕКТИВЕ. "Животных, с которыми фотографируются одесситы и приезжие, привозят не больше, чем на год. Та же макака, к примеру, не выдерживает такого образа жизни — ей приходится сидеть на одном месте под палящим солнцем до 12 часов в день. Обезьянки от такого обращения умирают. Если понаблюдать за ними, можно увидеть, насколько обессилены эти животные, и как они медленно шевелятся. Как ученый вам говорю, я думаю, им колют или заставляют пить успокаивающие препараты", — заявил "Сегодня" эколог Станислав Дузь.

"В Украине нет правовых норм, регламентирующих порядок содержания дома экзотических животных. А вот в Штатах, например, если даже ты хочешь держать питона, длина которого более двух метров, его нужно зарегистрировать в полиции. У подавляющего большинства "зверофотографов" нет ни разрешения на ведение бизнеса, ни документов на зверей, поскольку те завезены контрабандой. Но это мало кого волнует: сезонные заработки на "зверушках" составляют до 30 000 гривен, что позволяет окупить любые затраты на взятки", — считает г-н Дузь и предлагает ограничить или запретить этот бизнес в Одессе.

Реклама

Фотографы обвинения в том, что делают животных наркоманами, отвергают. "Она просто у меня спокойная, воспитанная. Никогда никаких препаратов ей не давал" — утверждает Александр, хозяин макаки с Приморского бульвара. Но справки о состоянии здоровья подопечной показать не смог. "Боитесь зарару подцепить, так не фотографируйтесь", — отрезал он.

Местные власти на заявления защитников животных реагируют как-то равнодушно. Валентина Датюк — первый зам начуправления экологии Одесской мэрии утверждает, что над животными в Одессе не издеваются: "Никаких нарушений в таком фотобизнесе мы не находим. Причин для закрытия этой деятельности нет, поскольку фактов жестокого обращения мы в этом году не регистрировали. Если над какой-нибудь обезьянкой будут издеваться и поступит такой сигнал, виновные, я уверена, будут наказаны". Ну, общие слова...

Г-жа Датюк утверждает, что на каждую зверушку есть документ о ввозе, а также заключение ветврача. "Вам не предъявили? А кто вы для них такие? Уверяю вас, мы все проверяли, у них все есть", — защитила чиновник мэрии звероводов.

Реклама

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ. На самой же улице Дерибасовской мы пообщались с одним из местных "зверо-фотографов". В его распоряжении на данный момент — крокодил и два кролика. Почему на данный момент? Потому что, как рассказал нам парень, фотографы получают живой товар на руки от "некой фирмы" и сезонно меняются им: "Но крокодил Кеша — мой собственный. Он попал ко мне из рук частника, его гребень наполовину оторван, и он был очень болен. Я его привел в чувства, выходил. И сейчас, в принципе, он здоров".

Однако в продолжении общения фотограф стал забываться и на вопрос, можно ли купить крокодила у него, ответил: "Нет, он у меня уже больной, но если сильно надо, весной происходит завоз животных. Я сам очень люблю животных и готов убить за плохое обращение с ними. Вот мой крокодил и кушает нормально, и от жары не страдает".

Сам же Кеша имеет ужасный, несчастный вид. Хотя у него есть зубы и почти все когти. Сопротивляться владельцу он не способен, от перевязоной пасти и какой-то странной аппатии. "Мы ничем не колем животное, просто он приболевший, но думаю все обойдется, к следуещему году он будет свеженький. На зиму мы сдаем их в террариумы. В какие — не скажу. Сейчас он живет у меня в ванне".

В течении нашего общения подошло пару человек и поинтерисовалось тоже, где можно приобрести крокодила. Видимо, они сейчас в моде. малютка может обойтись долларов в $300-400.

НЕ КОРМЯТ, ЧТОБ НЕ ГАДИЛИ. Директор частной выставки по рептилиям в зоопарке, эколог Геннадий Козаков: "Месяц назад к нам в зоопарк привезли игуану, она была очень больна, выходить мы ее не смогли, от такого не лечат, она умерла. Все происходит по халатности людей, которые не понимают, что беря домой экзотическое животное, надо создать ему условия. Об этом люди узнают только тогда, когда животное уже больное. И в лучшем случае отправляют его в зоопарки или ветклиники, а потом оставляют там. В нашем городе надо организавать реабилитационный центр для экзотических животных. Об отношении наших фотографов к ним я вобще предпочитаю молчать. Они их не кормят по несколько дней, чтобы они не обгадили туристов. Обычные условия из обитания — постоянная температура +31, но никто это не выдержаивает. Животные заболевают и умирают. Их проще убить и на следующий сезон купить новую живность. Фотографы ни в зоопарки, ни в клиники своих подопечных не приносят. Зачем тратиться, если новое животное у нас стоит в несколько раз меньше, чем лечение?"

СТОЛИЧНЫЙ ОПЫТ

В прошлом году запрет на "дикий фотобизнес" был введен в Евпатории, а затем использование экзотических животных для фотографирования поставили под жесткий контроль в Киеве. В столице могут привлечь к суду "зверофотографов", если у экзотических зверюшек, которых они эксплуатируют, нет специальных паспортов. В первый раз штраф составляет до 170 грн., за втрое подобное правонарушение штраф может вырасти до 2500. Чтобы звероводы не "мухлевали", пользуясь тем, что все мартышки на одно лицо, всей модельной фауне вживили специальные идентификационные микрочипы, дабы один паспорт не служил документом для нескольких существ.

В Киевской горадминистрации работает "call-центр" — 051, куда можно заявить о случаях негуманного обращения с животными, которых эксплуатируют в ресторанах, парках, скверах, офисах и других местах, а также о беспризорных животных.