Остров Камбоджа в Затоке

19 декабря 2007, 18:28
Власти не знают, что делать с сухогрузами "Феникс" под флагом Коморских островов и "Беко-1" под флагом Камбоджи, которых мартовский шторм выбросил на берег Затоки

А.Лесик

Реклама

Без малого год два иностранных сухогруза ржавеют у берега Затоки. Еще в марте "Феникс" и "Беко-1" штормом выбросило на мель, когда суда ожидали своей очереди, чтобы войти в Белгород-Днестровский порт. До сих пор власти не знают, что делать с этими громадинами, а владельцы кораблей никак не могут определиться, пилить ли их на металлолом или пытаться задраить пробоины и оттянуть в море. Вместе с тем, летом сухогрузы стали центром паломничества туристов в курортной Затоке. Они, хотя и прикрыли своими бортами приличный кусок чистейшего пляжа, но все же сами по себе являются экзотикой. В теплое время у "Беко" и "Феникса" – толпы людей с фотоаппаратами и видеокамерами. А парочку моряков, оставленных хозяевами на одном из сухогрузов для вахты, курортники принимают за иностранцев, стучат в ржавые бока судна и пытаются завязать разговор на ломаном английском.

ДВОЕ НА БОРТУ. "Отбоя от них нет, говорим, что вышка погранцов всего в ста метрах, объясняем, что это формально территория других государств, потом приезжает наряд милиции и прогоняет зевак", — рассказывает нам один из сторожей на сухогрузе "Беко", в борт которого нам, по примеру курортников, вчера пришлось тоже долго стучать, чтобы к нам вышли. — "Мы с напарником уже две недели тут, приняли смену, живем прямо на борту, хотя хозяева нам и квартиру в Затоке сняли".

На пляже, в метрах пяти от суден, одиноко стоит техника — тягач, какой-то катер-буксир и экскаватор. Еще дальше – спасательная лодка с надписью "Феникс". "Я плавал на "Беко" инженером-механиком. А сели мы красиво. Шли в Белгород пустыми, балласт сбросили, пытались под мостом пройти, погода была еще та. Подхватило, как скорлупку. Болтало на волнах часа три и выбросило на берег. Слава Богу, все ребята целы остались. А еще через пару часов нас борт в борт догнал и "Феникс". На утро приехал хозяин "Феникса" и рассчитал херсонских ребят, которые плавали на том сухогрузе, деньги заплатил, а теперь вот они решают, что с этим всем делать", — делится с нами моряк.

Реклама

ПЛАНЫ. По словам сторожей, несколько дней назад на судне была экологическая комиссия, делали замеры и брали пробы воды. По слухам, якобы "Беко" собираются оттаскивать на глубину, а "Феникс" распилят на металл. "Но и это еще как сказать. Вы гляньте, тут же железная дорога, ее что снимать будут, чтобы тяжелую технику сюда подогнать? Да и говорят, что специально дорогу строить будут, чтобы распиленный "Феникс" вывозить", — резюмировал моряк.

ШТОРМ ПРИПЕЧАТАЛ СУДА К БЕРЕГУ

Катастрофа произошла 23 марта в акватории поселка Затока Одесской области. Сухогруз "Феникс" под флагом Коморских Островов и сухогруз "Бека" под флагом Камбоджи дрейфовали в 400 метрах от берега, ожидая очереди пройти под мостом и войти в порт Белгорода-Днестровского. На обоих судах были украинские экипажи по 12 и 11 человек соответственно. В море поднялся шторм силой в 5 баллов.

Реклама

Волнами "Беку" и "Феникс" выбросило на "узкое место" — между морем и Днестровским лиманом. Причем "Феникс" получил пробоины, а "Бека" просто оказалась в ловушке — второй корабль просто припечатал невредимое судно к берегу. В море вылилось несколько тонн горючего. Экологи забили тревогу, а на протяжении всего лета на пляжах возле места ЧП несло мазутом.

Уже через пару месяцев, когда стало ясно, что снять суда с мели практически невозможно, стали обсуждать варианты, как быть дальше. С одной стороны, ржавеющие громадины наносят непоправимый вред экологии курортного поселка. Поначалу корабли предполагали распилить на металлолом и вывезти. Потом обсуждали идею сделать из сухогрузов ресторан.

РЕСТОРАН ИЛИ МЕТАЛЛОЛОМ

Однако вчера в облгосадминистрации нам заявили, что однозначного решения, как быть с иностранными судами, пока нет. Лидия Янковская, сотрудник управления по вопросам чрезвычайных ситуаций ОГА, говорит, что корабли можно либо оттащить в море. "Для этого нужно рыть специальный фарватер, латать пробоины. Второй выход — утилизировать сухогрузы на металлолом, — говорит г-жа Янковская. — Но все упирается в судовладельцев, сейчас переговоры идут на уровне губернатора. Со своей стороны мы сделали все, чтобы предотвратить экологическую катастрофу — вовремя откачали топливо и техническую воду, а также канализационные стоки".