Одессит, который взорвал мир

11 июля 2008, 08:57
Финансовый гений революции. Дружил с Троцким, у Максима Горького украл 130 тысяч, а позже, проспонсировав большевиков, лишил престола русского императора.

Талантливый писатель. За гонорары от статей закатывал пьяные кутежи

Едва ли наследники огромной коммунистической империи Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук, собравшиеся в Беловежской Пуще для раздела огромного наследства, которое случайно досталось им в руки, предполагали, что они действуют в полном соответствии с "планом Парвуса". Тем не менее, поставив 8 декабря 1991 года подписи под соглашением о развале СССР, они воплотили в жизнь мечту одессита Израиля Гельфанда, который родился за 124 года до Беловежского дерибана.

Семья ремесленника-скорняка Лазаря Гельфанда переехала в Одессу из глухого белорусского местечка. Его сыну Израилю — будущему Парвусу, удалось по еврейской квоте поступить в элитную гимназию на Успенской. Но евреев, мягко говоря, недолюбливали и ученики, и преподаватели. По воспоминаниям самого Парвуса, именно в гимназии ему впервые захотелось уничтожить империю.

Реклама

На тот период новейшей "фишкой" в революционной идеологии было народовольчество. Быть революционером было модно и гламурно. Общения гламурным революционерам не хватало, и они переходили от слов к делу, метая бомбы под колеса царя-батюшки. Эта тусовка пленила и еврейского гимназиста Гельфанда, который взял к тому времени псевдоним Александр Парвус.

ВРЕМЯ ЗАМЫСЛОВ. В Цюрих Парвус попадает как раз вовремя. К 1887 году там осел цвет революционеров-террористов и теоретиков террора — Вера Засулич, Георгий Плеханов и Павел Аксельрод. К 1891 году Парвус заканчивает Базельский университет, но возвращаться на родину и отрабатывать деньги еврейских меценатов не спешит. Познакомившись с "архиважным" отцом русской революции Владимиром Ульяновым, Парвус понимает, что впереди у него — горизонты революции. Но он также понял, что на святом деле и теле революции любой здравомыслящий человек может заработать. Талант журналиста и аналитические способности сделали его востребованным в революционной эмигрантской прессе. Статьи и книги он строчил со скоростью молнии, гонорары быстро росли. Но этого было для Парвуса мало — жить он уже привык с размахом. Революционными статьями заинтересовалась германская разведка, которая со времен Бисмарка отслеживала революционеров всех стран на предмет пригодности рейху. Вербовка Парвуса разведкой рейхсвера состоялась в середине 90-х годов 19 века. В 1905 году Парвус приступил к практической "раскачке" царского режима. Любопытно, что за год до этого он познакомился в Мюнхене с бывшим одесситом Львом Троцким. Знаменитая идея "перманентной революции", по которой мятеж должен был охватить весь мир, принадлежит именно Парвусу. По свидетельству Троцкого, еще в Мюнхене Парвус хвастался тем, что у него уже есть необходимые средства на "раскачку" России.

Деньги на тот момент пройдохе поступали уже из двух источников — Германии и Японии. Не секрет, что перед русско-японской войной Парвус получил от японской разведки в виде гонорара более 2 миллионов иен, которые были предназначены на организацию массовых беспорядков. 1905 год стал для Парвуса своеобразной репетицией. Организация "Обуховской обороны" в Питере — массовой стачки рабочих, обошлась Парвусу всего-то в 500 тысяч рублей. Именно такую сумму спонсировал финансовый гений революции Исполнительному комитету питерского совета рабочих депутатов. А большей частью "японского" кредита Парвус распорядился своеобразно. Уже тогда пьяные кутежи Парвуса и его подарки цыганским хористкам стали притчей во языцех. "Купец революции", как его стали называть коллеги, был в итоге арестован царской охранкой. При аресте в карманах Парвуса нашли 50 билетов на театральный спектакль, которые тот планировал раздать своим друзьям. Над этим фактом долго ломали головы следователи. Парвус был сослан на поселение в Туруханск, но по дороге сбежал и "выплыл" уже в Германии.

Реклама

СТАМБУЛЬСКАЯ КОМАНДИРОВКА. За растрату партийных денег Александра Парвуса "сослали" в Константинополь. Но в столицу Турции одессит прибыл с целью основать международную банковскую сеть, которая бы финансировала социал-демократов. За пять лет, которые Парвус провел в Константинополе, он полностью оправдал доверие "товарищей". Войдя в соглашение с Базилем Захаровым — крупнейшим спекулянтом оружием, он основал картель по поставкам "топлива" революции — денег и оружия мятежным режимам. Первым опытом была поставка оружия и кредитования мексиканской герильи — партизанской войны. 1914 год Парвус встретил миллионером. Он был вхож к германскому, английскому и французскому посланникам в Турции. Именно германскому послу фон Вагенхейму Парвус изложил суть "плана Парвуса", согласно которому революция и раздел России на карликовые государства была на руку Германии. На руку раздел туши северного российского медведя был и остальным игрокам — Великобритании, Японии, Франции. После обсуждения "плана Парвуса" неограниченный кредит для революции у пройдохи был обеспечен.

ДОЛГИ РЕВОЛЮЦИИ. Революцию в России на деньги Парвуса большевики устроили на "ура". Огромные склады винтовок, массовое печатание большевистких прокламаций, финансирование революционных СМИ и адвокатов были устроены на деньги Парвуса. Но самой главной затратной частью стали взятки высоким чинам. Загодя Парвус отработал механику дачи взяток. К чиновнику подходил эмиссар финансиста и предлагал абсурдное пари, заведомо для чиновника выигрышное. Так были вручены миллионные взятки министрам МВД и начальнику жандармерии царской России. Получив деньги, охранители империи закрыли глаза на подготовку революции. Россия, по словам Парвуса, была попросту куплена...

Но счастья "купцу революции" эта сделка не принесла. Он умер в забвении на чужбине в один год с Лениным. Бывшие коллеги стеснялись вспоминать о былой дружбе с гениальным финансистом, ведь к тому времени правда о "пломбированном" вагоне и "парвусовских миллионах" стала известна всем. Деньги революции в одночасье приобрели подозрительный аромат...

Реклама

ЛЕНИНСКИЙ ДЕСАНТ

Деньги стали детонатором революции и залогом непотопляемости Ленина. За них в марте 1917 года были закуплены места в литерном вагоне, который под охраной и без таможенного досмотра прошел через всю Германию и сопредельные государства. В вагоне сидел весь цвет русской революции во главе с Лениным. Проход опломбированного вагона через воюющие государства стал самой главной заслугой Парвуса. "Ленинский" десант был оснащен несколькими миллионами немецких золотых марок "на революцию" и увенчался высадкой и пламенной речью человека в кепке на броневике, который стоял у Финляндского вокзала в Питере. Позднее, когда Ленин был вынужден скрываться от полиции Временного правительства на озере Разлив, его адвокаты за деньги закрыли глаза начальнику следственного управления, который вел дело о "немецком диверсанте Ульянове".

ТУРНЕ С КУРТИЗАНКОЙ НА ПАРТИЙНЫЕ ДЕНЬГИ

После побега с каторги пройдоха вынырнул в Германии. По пути он получил от Максима Горького права на продюсирование его сверхпопулярной на то время пьесы "На дне". Две трети выручки за постановку пьесы должны были попасть в партийную кассу. Но собрав за пьесу в западноевропейских театрах более 130 тысяч марок, которые эквивалентны современным 200 тысячам долларов, пронырливый коммерсант потратил их на турне с девицей по Италии. Причем сам он не скрывал факт растраты, а лишь добродушно оправдывался. Сам "буревестник революции" Максим Горький нисколько не был обижен на растратчика. Судя по его воспоминаниям, Горький в этой ситуации был озабочен лишь оценкой услуг куртизанки, мол, "дороговата девица". Был спешно собран партийный суд в составе Каутского, Бебеля и Клары Цеткин, который лишь мягко попенял и пожурил растратчика партийных денег. Основания столь мягкому приговору и отсутствие жестких мер наказания у суда были: все они к тому времени уже кормились из щедрой руки Парвуса, который выступал посредником между ними и иностранными разведками.