Одессит плывет на веслах через океаны

25 апреля 2012, 12:00
Моряк в открытом море купался в тазике, видел "дыхание океана" и летал на 10-метровых волнах.

Весла и только весла. Переход через океан занимает несколько месяцев. Фото: Т. Резвой

Только три человека из СНГ пересекли в одиночку Атлантику на весельной лодке, не используя ни моторы, ни паруса. В числе этих смельчаков — одессит Теодор Резвой. В этом году он вновь собирается в морской поход, и на этот раз намерен пересечь Индийский океан.

"Упущу историю своей жизни до идеи пойти через океан. Работал я веб-мастером на Общество Океанских Гребцов. Знал многих перешедших и подумал, что тоже смогу, — рассказывает Теодор. — Хочу, чтобы мой сын мной гордился, хочу доказать что-то себе, другим, есть и патриотические чувства. Я хотел, чтобы именно украинец первым пересек все три океана на весельной лодке".

Реклама

САМОЕ СЛОЖНОЕ. "Если вспомнить мой переход через Атлантику, то самое сложное в океане — пережить первые дней 10—14, — признается Теодор. — Ты не можешь понять, от чего тебе так плохо. Потом понимаешь, что с тобой. Это и морская болезнь, и дискомфорт от того, что все твое жизненное пространство — как кладовка в хрущевке, и усталость. Первый чай с сахаром я смог выпить только на 4-й день, не то что поесть. Но проходят три недели, и ты начинаешь получать неописуемое удовольствие".

Одно из самых ярких впечатлений, полученных им в Атлантическом океане, — ночь во время полного штиля. Представьте: звездное небо отражается в воде, линии горизонта невидно, и лодка словно парит в космосе. Такого на суше точно не увидишь.

Неизгладимые воспоминания оставила и рыбалка. "Закинул снасти — и через 30 секунд рыба уже на крючке. Варить или жарить рыбу было лень. Я потрошил тунца, поливал его лимонным соком, присаливал и вялил. На палящем солнце рыба за несколько часов была готова", — рассказывает Теодор. Кроме рыбы, в меню моряка входили сублимированные продукты (консервы быстрого приготовления).

Реклама

И если с питанием никаких проблем не было, то водные процедуры превращались в особое действо. Просто искупаться за бортом лодки опасно, в океане есть и хищные рыбы, и ядовитые медузы. Плюс океанскую соль все равно надо смывать пресной водой — иначе она разъедает кожу. "Я набирал в тазик пресную воду, брал мочалку и вот так, посреди океана, мылся", — рассказывает Теодор.

ГРЕБЛЯ И ШТОРМ. "Переход через Атлантику занял 67 дней, 6 часов, 35 минут. Просыпался до рассвета, готовил завтрак, ел, сверял свое положение с картой, прокладывал маршрут. Целый день греб, с перерывом на обед и перекусы. Ну, естественно, не беспрерывно работал веслами. Мог 15 минут грести, потом попить чай, или полчаса грести, а затем отложить весла и размяться, — продолжает Теодор. — Но были и тяжелые дни. Когда подошел к Барбадосу, думал, что заночую в море, а утром буду обходить остров с севера, но... За ночь так начало нести на скалы, что я греб весь день и всю ночь. Утомило меня это — не то слово. Даже собаки так не устают".


Рыбалка. Клев такой, что уже через 30 секунд можно вытягивать снасть с рыбой. Фото: Т. Резвой

Реклама

Надо сказать, что Теодор уже ходил на весельной лодке по Индийскому океану, но не пересек его, а преодолел "всего лишь" 2 тыс. км — от Австралии до Кокосовых островов. И в том походе самым неприятным моментом были штормы. "Любой выход на палубу — это своего рода процедура. Нужно открыть люк, пристегнуться ремнем безопасности, выйти, закрыть люк. Потом в обратном порядке. Во время шторма все усложняется. И был период, когда штормило так, что я 3 дня подряд не мог выйти из кабины лодки — иначе неминуемо улетел бы за борт, — рассказывает Теодор. — Приближение шторма видишь издалека. Когда понимаешь, что на палубе уже опасно, — все крепко привязываешь — и бегом в каюту. Там тоже все нужно попрятать, ибо летающие приемники или фотоаппараты, как тунгусский метеорит в голову. Были моменты, когда лодка могла серьезно пострадать, и, скажу честно, лететь с высоты 10 метров не очень приятно.

Еще я видел "дыхание океана". Это огромные "холмы" высотой с 9-этажный дом, по которым бегут маленькие или большие волны. Они неопасны, так как очень пологие, лодку не перевернут. Но иногда, "взобравшись" на такой холм, видишь и другие, идущие поперек или под углом к этому, может возникнуть паника. Но я живу по принципу: "Все, что произойдет, произойдет помимо твоей тревоги". Несколько раз нашего рассказчика напугали большие рыбы, но не акулы (случаев нападения этих хищников на гребцов еще не было). В погожий день во время полного штиля моряк наслаждался чаепитием, как вдруг из воды, в нескольких метрах от лодки, выпрыгивает тунец. "Когда эта рыба на форсаже скользит в воздухе за летучей рыбой, то издает жуткий звук, как будто свинья визжит. Испугался я, мягко говоря", — рассказывает Теодор.

БЕРЕГ. С собой в океан одессит брал томик Жванецкого (чтобы поддерживать хорошее настроение), книгу Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" (потому что давно не читал этот роман). Время от времени поддерживал связь с землей по рации и спутниковому телефону. "Когда приблизился к берегу, самым ярким впечатлением стал запах земли. Я вдруг понял, как не хватает мне привычных ароматов, вдыхал и не мог надышаться", — рассказывает Теодор. Первые шаги по суше тоже были незабываемые. Привыкнув к постоянно качающейся лодке, Теодор не мог нормально ходить по неподвижной тверди — тело заносило из стороны в сторону. Даже в дверной проем зайти удалось не сразу. Но через несколько часов эта "морская походка" исчезла.

Заметим, что подобное путешествие — удовольствие не из дешевых. Стоимость океанского перехода — примерно $100 тыс., ведь надо изготовить лодку, купить нужное оборудование и припасы и т. п. "Для меня эта сумма неподъемная, приходится искать спонсоров. Я не стесняюсь обращаться за помощью. Однажды я прочитал, что куклу, изображающую одного из украинских политиков, продали на аукционе за $70 тыс. Если богачи столько тратят на ерунду, то почему им не дать деньги на то, чем Украина будет городиться", — говорит Теодор.