Одесситка проснулась одним утром, оделась и ушла в монастырь

24 июня 2008, 08:41
Вера и искусство. Монахиня Эсфирь Серпионова делает гобелены и преподает в педине.

Мастерица. На гобеленах Эсфирь Наумовны — пейзажи и животные, фото К. Диланян

Реклама

Для многих выражение "уйти в монастырь" ассоциируется с лишением всех мирских благ. Однако для некоторых людей любовь к Богу не означает отказ от привычной жизни. Эсфирь Серпионова не только монахиня, но и гениальный художник. Она занимается необычным ремеслом — гобеленами (вытканные вручную ковры-картины), а также преподает в университете.

Родилась Эсфирь Серпионова (это ее настоящее имя) в военное время — 6 мая 1943 года. Ее детство и молодость выпали на довольно противоречивую эпоху в истории изобразительного искусства. Профессиональное образование ткачиха Эсфирь Наумовна получила уже в 7—8-х классах средней школы, что позже очень пригодилось в работе над гобеленами. Затем она поступила в Одесское художественное училище на скульптурное отделение, а еще позже окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Там она получила две профессии — заведующая постановочной частью и художник-постановщик. Образование позволило смело идти своим путем, дало разнообразие навыков, умение творчески подходить к любой ситуации, на ходу отыскивать решения. Потом была работа в театрах России, Украины, Кавказа, Сибири: в ее карьере более 30 постановок. Но судьба распорядилась по-своему, и Эсфирь решила уйти в монастырь. "Моя жизнь до монастыря была очень активной и насыщенной. Наверное, сейчас можно сказать, что я вела светский образ жизни, много путешествовала, общалась с людьми, посещала светские мероприятия, — делится с нами Эсфирь Наумовна. — Правда, скажу вам честно, я и сейчас веду достаточно светский образ жизни даже находясь в монастыре".

В МОНАСТЫРЬ. Однажды утром пятнадцать лет назад Эсфирь Серпионова поняла, что хочет что-то поменять в своей жизни. Ее душа тянулась к Богу. Родственников к тому времени осталось мало, единственная родная душа — брат, который жил далеко и, как признается монахиня, наверное, он и до сих пор не знает, что она ушла в монастырь. "Просто проснулась, оделась и ушла, бросила все — квартиру, одежду, никому ничего не сказала. Наверное, до сих пор часть моих друзей не знает, что я живу в монастыре", — улыбаясь говорит Эсфирь Наумовна. В то время в Москве должна была проходить выставка ее работ, были сделаны специальные приглашения, плакаты, проведена реклама выставки, а сама виновница торжества просто не приехала, потому что ушла в монастырь. "У меня уже все было готово к отъезду в Москву, стоял ящик "Столичной" водки и остальная утварь, но я не доехала", — немного с иронией рассказывает художница-монахиня, променявшая славу на монастырь. "Работы, которые я делаю сейчас, в большинстве своем связаны с моим детством. Это воспоминания, какие-то образы, которые всплывают перед глазами. В своем творчестве я соединяю многое из прошлого и настоящего, — говорит Эсфирь. — На моих гобеленах — природа и животные, а из дерева я вырезаю различные фигурки, маленькие скамеечки для собственного пользования". Сколько выткала гобеленов, Эсфирь не знает сама. Но только в ее мастерской по стенам развешено не меньше десятка произведений. Еще почти три десятка были представлены на недавней выставке гобеленов в Одессе. Основная же коллекция хранится в женском монастыре рядом с парком им. Шевченко. Свои работы Эсфирь принципиально не продает. Но иногда дарит, в основном — другим монастырям.

Реклама

ПЕДАГОГ. Свою ученую степень кандидата педагогических наук Эсфирь Серпионова оправдывает до сих пор. Она — единственная монахиня в монастыре, которая продолжает работу в государственном учреждении, — преподает художественное мастерство в Одесском пединституте. При этом многие студенты не знают, что их преподаватель — монахиня. "Деньги, которые я получаю в институте, трачу на нужды монастыря, на художественные принадлежности", — рассказывает художница-монахиня. Студенты Эсфирь Наумовны отзываются о своем учителе очень тепло. "Она всегда такая спокойная и добрая. Очень много знает и хочет донести свои знания до нас", — делится студентка второго курса Женя. У Эсфирь нет своих детей, поэтому все свои знания и умения она хочет передать своим студентам. "Я была замужем несколько раз, но детей у нас не было, теперь мои дети — это мои студенты", — говорит она.

ДОБРО НА СВЕТСКУЮ ЖИЗНЬ

По словам самой известной в Одессе монахини матушки Серафимы (в миру — Надежда Шевчик), каноны церкви категорически запрещают служителям Бога заниматься светской деятельностью. "Монахиня может заниматься общественной деятельностью, только если она касается монастыря", — подчеркнула она. Вместе с тем она отметила, что благим делом, хоть и светским, может разрешить заниматься священник. И собственно церковь не предусматривает наказаний за светскую деятельность, на которую он не дал добро.

Сама же матушка Серафима послушницей стала сразу после окончания школы. "Это было мое призвание с детства. Я росла в религиозной семье, и поэтому изначально было решено, что я стану монахиней", — вспоминает матушка.