Одесситка утверждает, что ее мать жестко избили в психиатрической больнице

9 августа 2011, 19:44
"Маму упекли в психушку – наверное, из-за квартиры"

Евдокия Федоренко. Фото Г. Блощицы

В Одессе разгорелся очередной медицинский скандал. Одесситка Алла Гречанюк утверждает, что ее мать, 81-летнюю Евдокию Федоренко, страдающую старческим слабоумием, жестоко избили в... гериатрическом отделении областной психиатрической больницы №1, что на улице Академика Воробьева. Одесситы знают это медучреждение как "Слободку". Врачи свою причастность к травмам отрицают, но инцидентом уже заинтересовались правоохранительные органы.

Вместе с Аллой Гречанюк наш корреспондент побывал в клинике под видом внучатого племянника пострадавшей. Первое впечатление от 16-го отделения: здесь — не санаторий. Переступаешь порог и едва не падаешь в обморок от жуткого коктейля ароматов: пахнет лекарствами, прогорклой кашей и... испражнениями. Обитательницы скорбного дома — несколько десятков бабушек разной степени вменяемости. Отобедав, они как раз высыпали из столовой во дворик. Санитарки шлепками и криками рассаживают их по лавочкам. Вот и Евдокия Федоренко. Она почти не передвигается, сидит в инвалидном кресле, хотя до госпитализации, по словам дочери, чуть ли не бегала. "По два раза за день из дому уходила, большие расстояния преодолевала. А сейчас во что ее превратили", — сокрушается одесситка.

Реклама

Лицо и конечности бабы Дуси действительно покрыты ссадинами, синяками и кровоподтеками. "Поверьте, когда я ее увидела в первый раз, было хуже, сейчас немного зажило", — уверяет Алла.

16-е отделение. Фото О.Константинова

Реклама

В ПСИХУШКУ. История Евдокии Сергеевны такова. 16 июля она, в отсутствие дочери, покинула квартиру на ул. Космонавтов. Поздно вечером, обратив внимание на явно нездорового человека, который не мог назвать своего имени и домашнего адреса, прохожие вызвали "скорую", и та доставила женщину в городскую клиническую больницу №1 (Еврейскую). Там Федоренко обследовали и нашли относительно здоровой физически. А спустя несколько дней установили и личность бабушки.

Но отпускать ее домой медики не стали. "У больной в вечернее время стала проявляться агрессия к окружающим, — рассказывает врач-невропатолог ГКБ №1 Татьяна Макридова. — Она сопротивлялась осмотру и манипуляциям, кричала, пришлось ее привязать к постели. Мы вызвали врача из психиатрической больницы, который настоял на переводе пациентки к ним".

Узнав о переводе, дочь Евдокии Сергеевны бросилась на Слободку, однако к матери ее не пускали три дня: "Говорили, что она на принудительном лечении — так решил суд. Но меня на этом суде не было, как они могли принимать решения без меня?"

Реклама

В конце концов женщине удалось прорваться в отделение. Увиденное ее шокировало: "Мама сидела привязанной к стулу, на сквозняке. На лице — сплошное месиво. Она раскачивалась и повторяла: "Не бейте, не бейте меня!" – вспоминает Алла Гречанюк.

Завотделением Владимир Добровольский в ответ на возмущение дочери пациентки заявил, что Федоренко попала к ним уже в таком состоянии. И, скорее всего, нанесла себе раны сама. "Это ж больной человек, он все что угодно сделать может", — утверждает психиатр. В Еврейской больнице настаивают на другом. "Нет, таких травм у нее не было, вы что! — говорит Татьяна Макридова, которой мы показали фотографии избитой бабушки. — Посмотрите, да здесь совершенно свежие раны! И вряд ли она сама это сделала, разве что кулаком себя в глаз била и руки сама себе выкручивала. Я, конечно, не судмедэксперт, но это побои точно".

ЦЕЛЬ — КВАРТИРА? Алла Гречанюк написала заявление в Хаджибеевский отдел милиции. Правоохранители выдали предписание о снятии побоев. Но в психушке отпускать пациентку на экспертизу отказались, сославшись на тот же вердикт суда (его, кстати, уже невозможно обжаловать, — все сроки вышли). Увезти Евдокию Федоренко на медосвидетельствование удалось только после вмешательства журналистов и правозащитника Георгия Блощицы. Произошло это вчера, спустя три недели после госпитализации в психбольницу...

Как объяснил нам руководивший экспертизой замначальника отдела милиции Кирилл Литвинов, сейчас решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Алла Гречанюк не исключает, что мать били для того, чтобы заполучить квартиру, ответственным съемщиком которой Федоренко является: "Мама в минуты просветления говорит, что ее заставили подписать какие-то бумаги (по словам адвоката Валерия Судакова, отправка человека в психбольницу отнюдь не означает лишения его дееспособности, для этого нужно еще одно решение суда, – Авт.). Не удивлюсь, если это была дарственная на наше жилье".

Так это или нет, предстоит установить милиционерам. Кстати, санитарки в 16-м отделении поведали нам, что все их пациентки — "квартирные": "Дети, внуки, даже посторонние заставляют стариков передавать свои квартиры, после чего отправляют их к нам. Навсегда. Некоторые посещают их изредка, продукты приносят, нам по 100 грн. доплачивают, чтобы лучше ухаживали, но чаще всего об этих несчастных забывают".

Читайте также: Аферисты с помощью чиновников и участковых отбирают жилье

КАК ОБМАНЫВАЮТ СТАРИКОВ

Источники в милиции утверждают: ежегодно от рук квартирных аферистов, подключающих психиатров, нотариусов, работников органов опеки и даже участковых, страдают десятки пожилых одесситов, чаще — одиноких. Схема проста: человеку с болезнью Альцгеймера предлагают подписать бумаги об обмене или дарении квартиры. Если он соглашается, жилье мгновенно перепродается, а жертву отправляют в психбольницу. Отказывается — тоже госпитализируют, в "дурке" признают недееспособным и назначают нужного опекуна.