Одесситы пили коньяк и ели сало на "Черном великане"

3 июня 2010, 17:39
Покорив Макалу, наши альпинисты планируют взобраться на грузинскую Ужбу

Фото Ю. Киличенко

Реклама

Второго июня в Одессу вернулись альпинисты, принимавшие участие в восхождении на Макалу – пятую вершину планеты. Высота пика – 8481 метр, что всего на 371 метр ниже Джомолунгмы (Эвереста). Один из восходителей – Владимир Клебанский – поделился с "Сегодня" подробностями экспедиции.

Первыми на вершину "Черного великана" (так с китайского переводится название горы, – Авт.) поднялись еще в 1955 году французы, но наши ребята тоже могут считаться первопроходцами – часть их маршрута пролегала по сложнейшей юго-западной стене, доселе нехоженой. Владимир рассказывает, что восхождение потребовало напряжения всех сил: "Это тяжелейшая работа. Из-за недостатка кислорода на такой высоте у многих людей организм просто перестает работать. Делаешь два шага – а отдышка, будто стометровку пробежал! Из-за обезвоживания за сутки можно потерять 2-3 кг. Когда восходишь на вершину, уже никаких эмоций нет, все мысли – о том, как бы побыстрей спуститься". Выше 7 тыс. метров человек не может даже нормально питаться: из калорийной пищи усваивается только... сало. Им альпинисты и подкрепляли силы. "Еще для акклиматизации полезно вечером 30-50 граммов коньячку принять. И стресс заодно снимает", – смеется Владимир. Мыться ребята могли только в базовом лагере, естественные надобности справляли, привязавшись веревкой, с риском отморозить себе все на свете. Собственно штурм походил на взятие осажденной крепости: наверх, сменяя друг друга, шли три группы. Сильно мешали снег и ветер, его скорость иногда достигала 100-140 км/ч! Из-за ухудшения погодных условий восхождение несколько раз прерывали. Перед самой вершиной первая группа (два одессита и харьковчанин) была вынуждена вернуться из-за болезни нашего земляка Максима Перевалова. "На такой высоте любой насморк – и через день-другой воспаление легких", – делится Клебанский. Вернулась несолоно хлебавши и вторая группа. И только 24 мая третья тройка из Сум ступила наконец на высшую точку "Черного великана". "Конечно, легкое разочарование есть, что не мы, не одесситы, достигли вершины, – говорит Клебанский. – Но мы с самого начала знали, что из всей экспедиции на вершину взойдет пару человек. Это ведь командный труд". В планах Клебанского – подняться на грузинскую Ужбу (переводится как "Шабаш ведьм", высота – 4700 м), что даст ему право стать мастером спорта. А вот на высочайшую гору Земли – Эверест – Владимир лезть не намерен. "По сравнению с Макалу Джомолунгма – несложная вершина. Только в этом году на нее поднялось 200 или 300 человек", – утверждает альпинист.

"ПЕРЕД ВОСХОЖДЕНИЕМ ЗДОРОВАЮСЬ С ГОРОЙ"

Реклама

Местные жители – шерпы – называют восьмитысячник "Черным великаном" из-за черного цвета тамошней породы. Ничего мистического они в горе не видят, чего не скажешь об альпинистах, у которых Макалу забрала много товарищей. В 1997 году во время спуска погибли россияне Салават Хабибуллин и Игорь Букачевский, в 2004-м – одессит Владислав Терзыул и американец Джей Сегер. Именно поэтому у восходителей принято говорить не "покорил гору", а "взошел на вершину". "Гора – намного старше, больше и сильнее тебя. Поэтому не мы ее покоряем, а она разрешает нам подняться. Многие перед восхождением говорят с горой, упрашивают ее. Я обычно с ней здороваюсь, хотя и не суеверный, и талисманов у меня нет", – говорит Клебанский. Тела погибших, как правило, остаются в горах – забирать их оттуда очень тяжело и опасно. Сейчас на склонах Гималаев лежат неупокоенными до тысячи альпинистов.

Олег Константинов