Одесситы под чужим флагом

25 июля 2008, 08:52
Наши моряки отбиваются от вооруженных пиратов струями из брандспойта и не любят капитанов греческого происхождения.

Иранский балкер. На "Иран Наваб" Геннадий Лаппа прошел в должности старпома больше 10 тысяч миль — от Европы до Кореи

Потеряв флот, Одессе удалось не только сохранить своих моряков, но и воспитать новое поколение "морских волков". Все они давно выходят в море под иностранными флагами, ведь услуги "наших" на Западе стоят гораздо дешевле, чем труд европейцев. Одесский капитан дальнего плавания Геннадий Лаппа рассказал "Сегодня" о том, какие приключения ждут моряков за границей.

Реклама

ГЕННАДИЙ ЛАППА
Капитан дальнего плавания. Начинал морскую карьеру матросом-мотористом, закончил Одесское высшее мореходное училище, до него успел поучиться на физико-математическом факультете ОГУ. "В морях" уже более 14 лет. В "офицерских" должностях более 9 лет, начинал с третьего помощника капитана. На иранских балкерах "Iran Myfateh" и "Iran Navab" работал в должности старшего помощника.

Как и сотни лет назад, сейчас для моряка самая большая напасть — это пираты. Война с морскими пиратами длится много веков, вот только в отличие от старины, когда каждое торговое судно было вооружено до зубов, сейчас моряки могут противопоставить пиратской пушке только жиденькую струю воды из брандспойта...

ПИРАТЫ. Красивое слово "пираты" подразумевает обычных бандитов. Наиболее "продвинутые" бандиты в Украине давно ездят на "лексусах", а попроще — на "жигулях". Так и в море. Есть целые группировки, которые бороздят море на быстроходных катерах. Оборудование у такой морской мафии — на грани фантастики. Специальное радиолокационное оборудование стоимостью в миллионы долларов. А есть и "бедные" — в Аденском заливе (Сомали) можно нарваться и на отряд лодок с примитивными моторчиками. В Сомали много лет идет гражданская война, страна живет вообще без правительства. Автоматы Калашникова там есть даже у подростков, а ручную ракетную установку типа "Стингера" можно за бесценок купить на любом базаре. А вот продовольствие там очень дорого стоит — в стране голод. И буквально рядом проходит торговый путь — суда идут косяком из Суэцкого канала. Серьезные пиратские банды раскидывают целые сети своих осведомителей во всех портах мира. Информация о том, что на судне ценный груз или большая сумма денег, летит впереди него, — поделился Геннадий. — Пираты действуют по старинке — попросту берут суда на абордаж. Для борьбы с ними есть целый комплекс обязательных мер по безопасности и целый том инструкций, в большинстве своем глупых. Когда мы входим в район повышенной опасности захвата судна, мы, в отличие от военных кораблей, должны включать все штатное освещение. Ночью судно напоминает рождественскую елку и становится легкой добычей. Также выставляем брандспойты за борт и льем воду. По замыслу, струи воды должны топить шлюпки разбойников и не давать пиратам забраться на борт. Но для человека, который вырос в тропиках, — это просто душ".

Реклама

По словам капитана, в Сингапуре находится международный центр по борьбе с морскими разбойниками, который передает до сотни сообщений о пиратских нападениях, которые происходят ежедневно во всем мире. Парадокс, но буквально под носом у центра борьбы с пиратами, в Сингапурском проливе, акватория буквально кишит международными бандами. "Бойцов им поставляют сельские районы Бангладеш, Китая и Непала. Даже в каком-либо азиатском порту нужно держать ухо востро. Портовые рабочие из нищих беженцев готовы рисковать жизнью, лишь бы украсть хоть банку краски с парохода. Поэтому во время стоянки приходится выводить всех офицеров судна на палубу, чтобы присматривали за грузчиками", — говорит Геннадий Лаппа.

МАМА-САН. В некоторых африканских портах украинцы до сих пор предпочитают спускаться на берег в компании с коллегами — так безопасней. В портовых городах Мозамбика и ЮАР существуют целые кварталы, куда можно зайти, а обратно уже не вернуться. Местные банды специализируются на грабежах.

В отличие от африканских, азиатские порты давно стали цивилизованней и безопасней. К слову, в различных странах к экипажам судов относятся избирательно. В индийском порту, например, не дадут сойти на берег матросу из Пакистана, а в Японии — из Ирана и Ирака. Но для моряков из Украины везде — "зеленый свет".

Реклама

Давно миновали советские времена, когда наши лихорадочно шерстили портовые города в поисках дешевого ширпотреба. "Сейчас каждый развлекается по интересам. Кто идет на экскурсию, кто, как и я, ищет ресторан с национальной кухней. Кому невмоготу — "девочек". Во всей Азии давно прижилось русско-японское слово "мама-сан". Так прозвали местных сутенерш, поставляющих широкий ассортимент живого товара морякам. Только со славянами азиатским "мама-сан" порой бывает трудно. Так, в китайском Нангтонге я видел, как прятались местные сутенеры со своими "девочками", когда на берег сходило двое огромных "амбалов" с русского судна. Площадка возле "драй-дока" сразу пустела, а китайские проститутки боязливо называли богатырей "раша кинг-конг".

МОРСКИЕ ЗАРОБИТЧАНЕ

Отправиться в море на заработки может, по мнению директора Одесского крюингового агентства Валерия Карголовского, любой одессит до 40 лет. Для того чтобы выйти под чужим флагом в должности матроса, нужно иметь диплом об окончании мореходного училища и квалификацию матроса-моториста. К этому требуют корочку о приобретении рабочей профессии и элементарное знание английского языка. Зарплата матроса — $800—1200 в месяц. Украинские офицеры с высшим мореходным образованием, опытом работы и хорошим английским сейчас получают $2—4 тысячи. А капитаны — от 7 до 8 тысяч.

В НЕМЕЦКОМ ПОРТУ ПОД РУССКИЕ КОМАНДЫ

Сухогрузы собирают на борту порой полный интернационал. Рядовой состав экипажа, как правило, — филиппинцы, индусы, пакистанцы и бирманцы. Командный состав — граждане стран СНГ. В капитанах часто бывают греки. "Кэпы"-греки, по мнению Геннадия Лаппы, зачастую грешат чрезмерной экономностью, граничащей с жадностью. Бывает, что экипаж кормят тем, что накануне не доели пассажиры. Но еще экономней — немцы, среди наших ходит даже поговорка, что немец скорее родину продаст, чем даст аванс моряку. Немецкие снабженцы экономят даже на мыле для экипажа, и однажды, по рассказам одесского моряка, экипажу пришлось весь рейс мыть руки со стиральным порошком, потому что он — дешевле.

Азиатские матросы также доставляют хлопоты. Как-то Геннадий застал матроса-пакистанца, который споласкивал половую тряпку в умывальнике. На упреки капитана тот невозмутимо возразил, мол, значит, коку-индусу можно мыть тряпку в посудомойке, а мне нельзя? К слову, несмотря на общий для пакистанцев и индусов язык фарси и понятный им английский, однажды в Ростоке (Германия), демонстрируя инспекторам портоконтроля умение грести на веслах на спасательной шлюпке, сводный экипаж так и не смог понять команд Геннадия. "Раз-два на английском матросы упорно не желали понимать и работали веслами вразнобой. Поэтому пришлось перейти на еще более интернациональный русский мат. Шлюпка пошла, как по струнке. Немецкие инспектора, ухмыльнувшись, сказали: "гут", и приняли экзамен по мерам спасения судна", — рассказал капитан.