Одесские "Антифа" и "Сич" родом из футбола

28 апреля 2009, 11:22
Ультрас в политике: их различают по цвету шнурков на ботинках и отношению к Адольфу Гитлеру и фашизму

Мода на фашизм. В Одессе на любой барахолке можно купить амуницию немецкой армии Автор А. Сибирцев

Всего один сигнал и несколько часов нужно лидерам радикальных организаций в Одессе, чтобы собрать в любой точке города около тысячи своих сторонников. Коротко стриженные, спортивного телосложения и в берцах, эти ребята готовы делать все, что скажет им их вожак. Быстрая мобилизация и минимум вопросов — главные преимущества одесских скинов. И если раньше молодежь в таких движениях выясняла отношения между собой после футбольных матчей, тихо, в специально оговоренных пустынных местах, то после убийства Максима Чайки, одного из лидеров националистической организации "Сич", конфликтами между молодежными группировками всерьез заинтересовались правоохранители.

"Самое парадоксальное, что и "Сич", и "Антифа", член которой пырнул ножом Чайку, вышли из футбольных ультрас. Разница между национал-социалистами из "Сичи" и антифашистами лишь в цвете шнурков на их ботинках — у антифа они красные, а у друзей Чайки — белые (ну и еще в такой "мелочи", как отношение к Гитлеру, которая СБУ, видим, не очень интересует — см. ниже. — Авт.). А так молодежь легко поддается крайне правым и левым идеям. В среде ультрас легко вербовать молодежь для радикальных действий и провокаций. Поэтому с конца 90-х несколько политических партий стараются взять под контроль футбольных фанов. Реально действующих молодежных организаций "Ультрас" всех расцветок в Одессе около десятка. Конечно, у нас есть информация, что лидеры этих молодежных группировок давно сотрудничают с различными партиями, причем зачастую им безразлична политика. Им интересны деньги", — рассказывает "Сегодня" наш источник в одесском управлении СБУ. По его словам, радикально настроенные футбольные фаны, с одной стороны, заявляют, что никого не поддерживают, но с другой — легко поддаются на манипуляции спонсоров.

Реклама

"Я уверен, что члены "Антифа" тесно сотрудничают с пророссийской партией "Родина" и ЛКСМУ, а убийство Максима было спланировано. Но наша организация никогда ни с кем не конфликтовала — мы не сторонники драк и поножовщины. Они конфликтуют с нами из-за того, что мы приверженцы идеи национал-социализма (официальная идеология гитлеровской Германии. — Авт.) и патриотизма. Но Адольф Гитлер не наш кумир, хотя мы с большим уважением относимся к этому человеку", — откровенно признается член "Сичи" и соратник Чайки Александр Степанюк. Приехав на встречу с нами на велосипеде и миролюбиво рассказывая о "бесконфликтности", он добавляет, что членом его организации может стать лишь белый человек, ведь они за "чистоту крови". Его идеологический противник из "Антифа", одесский парень, попросивший называть его Сталкером, говорит, что такие, как Степанюк, — фашисты. "Но мы не воюем. Протест высказываем мирно — рисуем антифашистские граффити на домах. Нас никто не финансирует. И никакого отношения к Маркову и его "Родине" мы не имеем. И никогда первыми не провоцируем конфликт. В случае с Чайкой это была лишь самооборона", — говорит Сталкер.

Отрицают связи и у Игоря Маркова. Его пресс-секретарь сказал нам, что все заявления об этом — провокация, чтобы дискредитировать "Родину".

УБИЙЦА В РОЗЫСКЕ

Реклама

По словам сотрудника пресс-службы УМВД Одесской области Владимира Шаблиенко, политическая подоплека убийства Максима Чайки милицию не интересует. "Сейчас проводятся оперативно-следственные мероприятия по выяснению всех обстоятельств преступления, подозреваемый подан в розыск. Никакой политики. Есть убийство человека и расследование с точки зрения уголовного кодекса", — ответил правоохранитель.

ЗНАЧКИ-"НОВОДЕЛЫ" И КОПАНЫЕ РАРИТЕТЫ

В Одессе легко можно подкрепить свои неоднозначные увлечения соответствующей символикой. Так, на лотке на окраине Староконки мы обнаружили в изобилии знамена и мундиры времен Второй мировой войны, среди которых — френч капитана вермахта с железными крестами на груди и россыпь немецких и советских орденов и медалей. Хозяин демонстрирует нам немецкую медаль участника Сталинградской битвы под названием "мороженое мясо" за тысячу гривен. По его словам, это "натура", которую выкопали "черные археологи". А на одесской "книжке" (буквально под носом у управлений МВД и СБУ) ассортимент превосходит все ожидания. На прилавке нашлось даже несколько гранат. Значки национал-социалистической партии стоят от 150 грн., имеются и жетоны вермахта за активное участие в штыковых атаках — от 250 грн. "Значки везут к нам из России. А фашистские медали и кресты — из Чехии. Сейчас популярны "новоделы" — всякие значки со свастикой, каски. Покупают их, как правило, малолетки. Цепляют кресты прямо у прилавка. А цена копаных раритетов — от нескольких сотен долларов за медаль", — рассказывает продавец Илья.

Реклама

"Нацистская символика относится к категории предметов, способствующих разжиганию межнациональной розни, и является подсудным делом, — уверен юрист Игорь Ляшинский. — А согласно статье 161 УК Украины, за распространение такой символики можно схлопотать срок до пяти лет лишения свободы".