Одесские спасатели – шесть водолазов и овчарка Боцман

24 марта 2008, 08:15
На 13-й станции Большого Фонтана на берегу находится единственная в Одессе база водолазов-спасателей. Подводники на свой страх и риск круглосуточно несут вахту на берегу, не получая за это ни копейки.

База. Водолазы дежурят по трое. Боцман же на страже всегда, фото А. Ткаченко

Реклама

Скоро в Одессе начнется курортный сезон, поэтому власти заинтересовались и вопросом безопасности на городских пляжах. Если прошлым летом на каждом пляже дежурил моряк-спасатель, наблюдающий с вышки за купающимися, то в этом году решено объединить всех спасателей под одно начало.

ДОБРОВОЛЬНО ПОД ВОДУ. "До 2000 года в городе была единая водолазная служба специалисты которой и занимались спасательными работами на воде. Потом вдруг все прикрыли, мы оказались никому не нужными. Парадокс, но я вот до сих пор по трудовой числюсь начальником водолазно-спасательной станции на 13-й станции Большого Фонтана. Но денег мне за это никто не платит. Работаем добровольно и на общественных началах", — рассказывает Владимир Паньков, председатель общественной организации "Общество спасения на водах", водолаз с более чем 20 летним стажем. По его словам, спасатели после этого разбежались кто куда, некоторые пошли на работу в городскую спасательную службу "077". При этом шесть водолазов, не получая за это ни гроша, дежурят на своей спасательной станции. "Слава Богу, за эти десять лет возле нашей станции никто не утонул, всех спасали. А на остальные участки нас привлекают только доставать уже мертвых!", — рассказывает Паньков. По его словам, дежурят круглосуточно по три человека. "Даже Боцман, и тот спасатель, летом, когда видит, что в воде кто-то барахтается, тут же мчится, прыгает в воду, хватает зубами за руку и тащит на берег. Неприятные, конечно, ощущения, но все же лучше быть живым!", — смеясь, добавляет водолаз. Он с досадой констатирует, что ситуация в городе сейчас сложилась катастрофическая. "Если бы в Одессу на лето приезжало столько людей, как это было, к примеру, во времена Союза, утопленников было бы много, только успевай трупы доставать из-под воды!", — говорит он.

Раньше, вспоминает Паньков, спасательная служба работала как часы. "Спасатели наблюдали за ситуацией на море не с вышек на берегу, а с лодки в воде, чтобы в случае необходимости сразу плыть на помощь. Плюс, по нормативам, каждая станция располагалась так, чтобы до самой дальней от нее точки матрос-спасатель мог добежать за 3 минуты. Затем за ним до кромки воды должны были прийти водолазы-спасатели, чтобы в случае чего спасать уже матроса. К тому времени на воду спускался катер с врачом и еще несколькими водолазами. Все было отлажено. Кроме того, на каждом пляже, на каждом пирсе или причале были спасательные круги, а во время волнения на море спасатели следили, чтобы люди не разгуливали по пирсам. А сейчас попробуй повесить на пирс круг! Завтра его уже не будет!", — констатирует Паньков. Огромное внимание уделялось подготовке матросов-спасателей, которые, в случае беды, первыми приходили на помощь. "Обычно человек начинает тонуть где-то на расстоянии 80 — 100 метров от берега – на уровне окончания пирса. Теперь представьте, что вам надо пробежать до кромки воды с вышки. Затем проплыть 80 метров, побороться с тонущим. Они ж все паникуют, хватают тебя за руки. И затем оттащить его обратно еще на 80 метров. Такое под силу только хорошо тренированному человеку", — добавляет он. К слову, водолазы считают, что прошлым летом, когда вахту на вышках несли матросы-спасатели, большинство из которых набиралось из числа обычных студентов, сильно рисковали как отдыхающие, так и сами матросы, которые работали без какой-либо координации или подстраховки.

Реклама

СПАСУТ ЗА ДВА ЧАСА. Спасение на воде и водолазно-спасательные работы – это очень дорогой процесс. Для того чтобы одеть полностью одного водолаза, надо как минимум 5 тысяч евро. А кроме того, нужны эхолоты, средства связи, лодки, катера, скутеры, другая аппаратура. По мнению Валентина Коневщинского, начальника отдела аварийно-спасательных работ на воде городской службы "077", город просто не сможет обеспечить финансирование всех затрат. Так, 6 водолазов-спасателей службы "077" экипировали в течение 8 лет.

По сути, чтобы наладить нормальную работу водолазно-спасательной службы, необходимо объединить все службы в одну и направить туда финансирование, расходуемое на все службы, считает Коневщинский. Да и то, почти не осталось опытных людей и многое придется начинать с нуля.

Как рассказал "Сегодня" сотрудник Центра пропаганды ГУ МЧС Украины в Одесской области Сергей Шморгал, своих водолазов-спасателей в МЧС нет. Все они работают в Морском координационно-аварийно-спасательном центре и подчиняются напрямую Киеву.

Реклама

А вот в самом центре нам рассказали, что упор там делают не на само спасение, а на координацию усилий спасательных станций на побережье. Правда, сколько их сейчас функционирует на одесском побережье, дежурный сказать затруднился. Но если в центр позвонить и сообщить об утопающем, водолазы-спасатели приедут. В течение 2 часов. Именно столько отведено центру на реагирование.

НА ГЛУБИНУ ЗА СОКРОВИЩАМИ

Одесских водолазов иногда привлекают к довольно необычным работам. Так, Владимир Паньков признается, что к ним часто приходят искатели сокровищ. Рассказывают потрясающие легенды о том, что якобы в акватории около Одессы есть таинственные затонувшие суда, в трюмах которых хранятся несметные сокровища. Бывало, что подводники соглашались на подобные авантюры, ведь заказчик, как правило, оплачивал погружения. "Увы, но никаких кладов никогда в Одессе не находили, да и сами эти искатели приключений довольно быстро отказывались от своей затеи, ведь оплатить работу водолаза стоит немалых денег, да и в день нам по нормативам нельзя находиться на глубине более двух часов", — поясняет Паньков. "Да, было дело, чего только не приходилось вытаскивать из моря. Доставали мертвых дельфинов, боеприпасы времен Второй мировой, а вот драгоценностей не попадалось".

Есть у водолазов и свои интересные жизненные случаи. Так, некоторые водолазы старой закалки умудрялись погружаться в трезвом виде, а выходить из-под воды пьяными. Как им это удавалось, рассказывает Паньков, долгое время было непонятно. Потом выяснилось: заплывая в пещеру или в каюту затонувшего корабля, немного спускали воздуха из баллонов. Получалась воздушная подушка. Нырнув туда, мастера-подводники снимали маску и принимали, как говорится, "на грудь".