Одесские мумии портятся от того, что их вовремя не раздели

22 февраля 2008, 08:06
Уникальная и единственная в своем роде египетская коллекция, которая находится в Одесском археологическом музее, беспрепятственно рушится. Когда-то она считалась лучшей в бывшем Советском Союзе.

Египетская коллекция мумий в Одесском археологическом музее , фото К. Диланян

Реклама

В скором времени Одесса может потерять частичку Древнего Египта навсегда. Коллекцию мумий уже давно никто не реставрировал. И если год назад забрезжила хоть какая-то надежда на восстановление раритетов, то сейчас мумии во власти лишь перепадов температур и разрушающих восприимчивые останки выхлопных газов.

История египетской коллекции началась с нескольких памятников, переданных в дар Одесскому городскому музею его основателем И. П. Бларамбергом в 1825 году. Коллекция включала в себя десять египетских предметов — шесть стел, две бронзовые статуэтки Осириса, одну статуэтку богини Ушебти и деревянное изображение сокола. В 1843 году в музей поступил дар от египетского генерала Клод-бея: мумия и плита из древнеегипетского города Мемфис. А в 1846 году известный путешественник, архимандрит Порфирий Успенский, подарил мумию из фиванского некрополя, двух забальзамированных ибисов, шесть каноп, свиток папируса и множество других предметов. Некоторые мумии из коллекции были привезены из тайника мумий жрецов Амона, найденных в 1891 году в Дейр эль-Бахри. По решению правителя Египта, хедива Аббаса II Хильми, часть найденных памятников была подарена европейским странам, в том числе и России. Так в 1894 году в Одесский порт было доставлено шесть больших ящиков, в которых находилось пять саркофагов и около сорока пяти мелких предметов. Из-за невозможности разместить в музее все эти памятники они были распределены по университетским центрам России, в Одессе же остался внешний саркофаг придворной певицы фараона Амона, Неси-та-уджа-ахет и несколько фигурок богини Ушебти. В 1959 году в музей были переведены памятники из Киевского государственного исторического музея, включающие канопы, чехол мумии ребенка и четыре деревянных саркофага, в том числе саркофаг еще одной певицы Амона — Неси-мут, привезенный в Россию в числе найденных в тайнике Дейр эль-Бахри предметов.

ТАЙНА НЕСИ. Каждая из мумий музея уникальна, и каждая имеет свою историю. Например, самая известная мумия музея жрица Неси-та-уджа-ахет стоит в центре зала и сразу привлекает к себе внимание. Ее саркофаг, несмотря на время в несколько тысяч лет, очень хорошо сохранился. "Неси у нас таинственная дама, — рассказывает Наталья Секерская, заведующая отделом экспонирования. — На саркофагах египтян всегда должно было быть написано имя умершего, чтоб в загробной жизни человек знал, кто он. Однако у Неси ее имя нарочно стерто. Видимо, при жизни она кому-то насолила, и ее имя навеки убрали из истории, чтоб она не обрела покой в ином мире". Мало того, что несчастная мумия не имеет имени на саркофаге, так еще и возможно в скором будущем от нее останутся лишь воспоминания сотрудников музея. Парадокс: четыре тысячи лет египетские памятки сохранялись в хорошем состоянии, а за двадцать лет с 1988 года они начали скоропалительно портиться и разрушаться.

Реклама

ПОНАДЕЯЛИСЬ НА ЕГИПТЯН. В наши дни известная коллекция переживает не лучшие времена: мумии разрушаются, саркофаги трескаются, облупливается краска. А все дело в том, что у музея нет средств, чтобы пригласить хорошего мастера-реставратора, которого у нас в Украине, да и в России, к сожалению, нет. Идея о реставраторе пришла неспроста. Год назад, ныне уже покойный, директор музея подписал договор с египетскими профессионалами в области египтологии о сотрудничестве. Ахмад Ради и Мустафа эбд Эль Кадера Эйса – генеральные директора реставрации и консервации древностей и музеев северного Египта осмотрели нашу коллекцию и сделали заключение, что это уникальная коллекция и аналогов ей нет. Однако она требует срочной реставрации. Они поделились своим опытом с работниками музея, как правильно сохранять памятки, и предложили прислать к ним в Египет на бесплатное обучение доморощенного реставратора. К сожалению, такового до сих пор не нашлось. Египтяне уехали, а вместе с ними и надежда на восстановление коллекции, которое должно стоить не меньше миллиона долларов.

Как рассказывает заместитель директора археологического музея Сергей Охотников, в данный момент очень большой вред мумиям и вообще археологическим ценностям причиняет стоянка, которая находится прямо под окнами музея. "Раньше там был памятник Апельсину, теперь сделали официальную автостоянку. Выхлопные газы очень вредны для мумий, ведь у нас негерметичные стекла. А это древние вещи, которые очень трепетно реагируют на все – на изменения погоды или перемену обстановки. Был период, когда была сильная влажность в Одессе, и они сразу же покрылись плесенью. Все вокруг влияет на состояние мумий", — говорит Сергей Борисович.

"ТКАНИ НУЖНО БЫЛО СНЯТЬ"

Реклама

Начальник отдела Древнего Востока Эрмитажа Андрей Большаков сообщил нам, что в России также нет мастеров по реставрации мумий, и что в их коллекции сейчас выставляется лишь одна мумия. "Мумии нуждаются в сухом воздухе, никакой влаги, температура, в которой они постоянно должны находиться, – от 19 до 21 градуса. Кроме того, не должны проникать солнечные лучи, выхлопные газы, грязь, пыль. Например, мумию Рамзеса II возили специально во Францию "лечить" от воздействия современного мира. У мумии происходит механическое разрушение, особенно если она "распялена". Если нет, ее ни в коем случае нельзя тревожить — только проводить исследование при помощи компьютера, смотреть, что у нее внутри, для того, чтобы понять, как с ней поступить и как ее "лечить", — рассказал Андрей Олегович. — Например, если надо реставрировать только ткань, в которую завернута мумия, то это сделает любой реставратор тканей. А если там дело во внутренностях, то надо аккуратно удалять слой органики, который крошится. Надо исследовать биологическую часть. Проблемы у мумий происходят из-за тканей, в которые они завернуты, идет процесс окисления смолы, он затрагивает ткань и делает ее хрупкой. И что касается одесской коллекции, я могу сделать заключение, что виноваты ткани, из которых не вытащили мумии. Надо было сделать это изначально. Теперь же ничего не поможет. Если проводить распеленование, мумия перестанет быть историческим памятником, а будет лишь медицинским объектом".