Одесские психологи МЧС лечат Библией и пощечиной

16 сентября 2010, 20:20
Специалисты по человеческим душам успокаивают детей игрушками и шоколадом, а для взрослых оборудуют молитвенный уголок

Учения. Психологи регулярно проходят тренинги по оказанию помощи. Фото - пресс-служба облМЧС

Реклама

Сегодня спасатели всей Украины отмечают свой профессиональный праздник. Накануне мы побывали в гостях у самой "душевной" службы одесского облуправления МЧС — в центре психологического обеспечения.

На плечи психологов из МЧС ложится труднейшая задача — вывести из нервного шока людей, пострадавших от стихийных бедствий или потерявших в катастрофах родных и близких. В послужном списке "спасателей душ" — работа с родственниками моряков "Арианы", захваченной сомалийскими пиратами, выведение из стресса пострадавших от наводнений. По словам сотрудника облМЧС Виктории Волошиной, в их работе не бывает стандартных ситуаций, и каждый раз приходится искать новые ключики к каждому, используя при этом целый арсенал средств. "На каждый выезд мы берем штатный чемоданчик с инвентарем психологической помощи, где есть мягкие игрушки, шоколадки, конфеты, блокноты и карандаши, — делится сотрудник психологической службы Наталья Доценко. — Сладости мы раздаем малышам — это помогает им отвлечься от происходящего". Карандаши также предназначены для детей — те рисуют трагическую ситуацию, в заложниках которой они побывали, и таким образом выходят из шока.

А вот в "наборе для взрослых" — Библия, иконы и миниатюрные подсвечники. "Когда мы работаем в районах, где живут мусульмане, то берем с собой Коран", — уточняет Наталья. В спасательных лагерях психологи оборудуют целые палатки психологической помощи, где пострадавших поят успокоительным чаем, а для верующих там есть "молитвенный уголок". Сами психологи говорят, что их работа схожа с профессией священника. "Главное — заставить пострадавшего говорить, чтобы облегчить его душевное состояние, — признались специалисты. — Вот недавно работали с российской семьей, потерявшей дочку в ДТП с маршруткой, которая кубарем слетела по Херсонскому спуску. Родные девочки первое время даже говорить не могли".

Реклама

Некоторые "клиенты" психологов поначалу не доверяют им. "Родственники моряков "Арианы" были уверены, что их пытаются "зомбировать", — вспоминает Виктория Волошина. А в 2008-м году эксперты пытались привести в чувства родных четверых одесских рыбаков (ребята — три парня и девушка — вышли в море из поселка Затока, но назад так и не вернулись). Пострадавшие едва не брали центр облМЧС штурмом, они считали, что спасатели не достаточно тщательно ищут их родных, и долго надеялись, что ребят еще можно спасти.

К слову, каждая из сотрудниц одесского психологического центра владеет новейшими методами "душевного уравновешивания", вплоть до нейролингвистического программирования. Однако и старые "народные" методы у психологов тоже в ходу. "Однажды пациентке пришлось дать пощечину, и стресс у нее сразу прошел!" — призналась одна из одесских "душевных" спасательниц.

ТРЕБУЮТСЯ САНГВИНИКИ И ФЛЕГМАТИКИ

Реклама

Штатным психологам МЧС часто приходится оказывать помощь самим спасателям. "Любая авария или пожар — это стресс. Спасая людей, ребята каждый раз рискуют своей жизнью. Многим по ночам снятся кошмары", — рассказала психолог Наталья Янтко. Для этого специалисты оборудовали кабинет психологической реабилитации — с аквариумом, огромным телевизором и обширными диванами. "Любой МЧСовец может прийти после работы и вздремнуть на них", — улыбаются психологи.

А после каждой операции "повышенной сложности" спасатели в обязательном порядке проходят процедуру дебрифинга — реабилитации. Они садятся в круг и "выговариваются", вспоминая все подробности операции. К слову, через психологов МЧС проходят все желающие устроиться на работу спасателем. Эксперты определяют тип темперамента соискателей и дают рекомендации отделу кадров. "Больше всего подходят люди с темпераментом сангвиника или флегматика — это самые устойчивые к стрессам психотипы", — уточняют "знатоки душ".

Александр Сибирцев