Одесские промышленные альпинисты рисуют на фасадах и боятся людей с ножницами

9 июня 2010, 17:58
Высотники зарабатывают по 300—500 грн. за день работы, но рискуют головой: в год в городе гибнет как минимум один скалолаз

Реклама

Лето — горячая пора для промышленных альпинистов, которым приходится не только мыть окна да марафетить фасады, как это принято считать, но и выполнять не совсем обычные поручения. Их работа чрезвычайно трудна и опасна (что отчасти компенсируется высокими заработками — 300—500 грн. в день). Но статистика все же удручает: ежегодно в Одессе гибнет в среднем один высотник.

"Чаще всего несчастные случаи происходят из-за пренебрежения техникой безопасности, — рассказывает профессиональный альпинист Виорел (для друзей просто Вэлл. — Авт.) Чебан. — Лезут на дома без страховки, с одной веревкой, чтобы ускорить работу, и срываются. Многие называют себя промышленными альпинистами, хотя, на самом деле, не являются таковыми, не прошли специальной подготовки".

Нередко опасные ситуации создают заказчики: "Бывает так, график поджимает и приходится трудиться круглые сутки, ночью при свете прожекторов. Или, например, хозяин хочет, чтобы мы вышли на объект в ненастье, когда крыша мокрая, или в минусовую температуру, когда все покрыто льдом. Но от таких предложений мы обычно отказываемся", — говорит скалолаз.

Реклама

А еще промальпинисты считают своими смертельными врагами людей с ножницами. "Есть психи, которые из окошка увидят трос и норовят его перерезать. В Одессе, к счастью, таких случаев пока не было, а вот в России недавно из-за этого ребята разбились", — делится Вэлл. В его фирме — и мы могли в этом убедиться — за правило принято работать с двумя веревками, в удалении от окон. Каждый альпинист перед началом рабочего дня по 20 раз проверяет все оборудование. И никакого алкоголя накануне! "Конечно, полностью риск устранить невозможно, да многие и занимаются этим ради риска, ради адреналина. Семьи не всегда это понимают", — признается Вэлл.

Промышленные альпинисты выполняют широкий спектр работ: красят и утепляют фасады, поднимают тяжести в труднодоступные места (один раз даже однотонную джакузи на 16-й этаж поднимали), сбивают сосульки. Самый высокий объект, на стене которого приходилось висеть, — портовый элеватор (75 метров). Бывали у альпинистов и творческие задания: не так давно они разрисовывали в Ильичевске фасады многоэтажек. Кроме того, иногда сердобольные бабушки просят ребят снять с кроны дерева кошку (за эту услугу альпинисты денег не берут). "А однажды друг попросил открыть изнутри захлопнувшуюся дверь квартиры, в которой остался двухлетний ребенок. Я залез через форточку, а там, кроме малыша, еще собака большая сидела. Но, к счастью, она, видимо, поняла, что я не вор, и не стала меня кусать", — вспоминает Чебан.

Как и большинство его коллег, Вэлл активно занимается спортивным скалолазанием и альпинизмом: "Мой личный рекорд — гора Аксу на Памире, 5200 метров". Парни любят приговаривать: "Лучше гор могут быть небоскребы"...

Реклама

Олег Константинов