Одесские завсегдатаи партера не пропустят ни одной премьеры и знают всех актеров в лицо

17 сентября 2008, 08:29
Зрители. Театралы Одессы делятся на тех, кому до 30-ти и тех, кому за 50. Первые предпочитают эксперименты, а вторые — классику.

Театралы. Постоянные зрители знают спектакли наизусть и реплики изрекают раньше актеров, фото О. Шапаренко

Уже в 1803 году в Одессе начали ставить любительские театральные представления, а в 1810 — открылся первый городской театр. С тех пор одесские театральные подмостки стали растить своего преданного зрителя, передавая любовь к театру от поколения к поколению.

Как говорит заведующий литературной части Русского театра Юрий Ющенко, пик популярности театров пришелся на 50—60-е годы. "Тогда Одесский театр оперетты по всесоюзному рейтингу считался вторым в стране, в середине века и Русский театр был одним из самых посещаемых в СССР, — говорит Юрий Владимирович. — Объясняется это тем, что тогда в театрах работали выдающиеся актеры, в Одессе выступали настоящие "секс-символы" большой сцены. Но и сейчас в городе существует группа людей, которых можно назвать театралами с большой буквы, они считают своим долгом посещать все премьеры, гастроли. Но их не так много, как хотелось бы. По моим субъективным наблюдениям существует две прослойки театралов: первая — это зрители, которым за 50, это дети тех настоящих театралов "золотого" века. Вторая группа возрастом от 16 до 30 — одесситы, интерес которых формируется на основе новых спектаклей. Это так называемые "нео-театралы", может их родители были равнодушны к театру, а они приходят туда, чтобы получить свои эмоции. Тем же, кому за 30 (в основном активно работающие люди) — работают с утра до вечера, поэтому им просто некогда".

Реклама

Коренная одесситка Антонина Петровна в молодости пересмотрела практически все постановки одесских театров. Сейчас в театры женщина ходит редко — здоровье не позволяет. "Я сидела всегда в первых рядах, причем в основном ходила бесплатно через служебный вход, — рассказывает Антонина Петровна. — Тогда я работала секретарем компартии завода, а наше предприятие шефствовало над Украинским театром. Я помню еще, как на сцене блистали молодые Водяной, Дынов, Крупников, Фаер и другие. А первый спектакль, который они играли, назывался "Пять студентов". Женщина вспоминает, как в середине прошлого столетия театр Музкомедии не имел еще своего здания: труппа играла в Украинском и Русском театрах, потом оперетта "переехала" в ТЮЗ. Когда же театр, наконец получил здание, его директором стал Водяной. К слову, выдающийся актер по происхождению — еврей с фамилией Вассерман, что по-еврейски значит "вода".

"В молодости я работала на сдельщине и училась в вечерней школе, но пропустить премьеру просто не могла, так я ходила на спектакли по частям, — говорит Антонина Петровна. — Приду в один день — посмотрю первое действие, потом умираю от того, что спать хочу, значит пора домой. На второй день я иду на продолжение, но всегда досматривала постановку до конца!" Подружившись с коллективом театра, Антонина Петровна получила приглашение на встречу Нового года. "Праздновали в фойе Украинского театра, год был петуха. Артист Твердохлиб принес клетку и посадил туда птицу, а та всю ночь нам кукарекала. До утра гуляли с актерами, а директор культурного учреждения Васылько (чудак был еще тот, а сейчас его именем назван театр), пригласил меня на медленный танец. Мы познакомились, а потом он предложил мне попробовать свои силы на сцене, я правда отказалась…"

ПРЕДПОЧТЕНИЯ.Сейчас в Одессе функционируют шесть профессиональных театров и целый ряд любительских и полупрофессиональных. Кто-то называет наш город вполне театральным, а иные утверждают, что Одесса ходит в театр чтобы себя показать, а не спектакль посмотреть. По мнению Юрия Ющенко театр изменился. "Он должен конкурировать с такими искусствами, как кино, современная эстрада, поэтому спектакли становятся более зрелищными, появляются новые направления: модным сейчас является жанр мюзикла, идут экспериментальные постановки", — говорит деятель. А завлит Украинского театра Любовь Федченко рассказала "Сегодня" о том, что анкетирование зрителей показало: молодежи в театр приходит больше нежели зрелых театралов. "Я бы сказала, что у каждой категории зрителей свои предпочтения, молодежь больше ходит на экспериментальные постановки, старшее поколение предпочитает классику", — говорит Любовь Ивановна.

Реклама

26-летняя Лариса Пасечник "заболела" театром с прошлого года, причем даже сама пыталась принять участие в экспериментальной постановке, но когда пришлось выбирать между актерством и окончанием учебы в университете, предпочла последнее. "Большинство своих знакомых и друзей я обрела именно в театре, — говорит Лариса. — Из всех театров больше всего нравится Украинский, он как-то ближе по настроению, атмосфера приятная. Хотя некоторые туда не ходят из-за языкового барьера. Русский театр — более строгий и официальный, а вот Музкомедия как-то не привлекает, хотя есть фанаты именно этого театра. Мне кажется, в последние годы у нас в городе начался своеобразный театральный бум, многие начали ходить в театры после премьеры "Вия" и "Ревизора", "Ромео и Джульетты".

КАЖДОМУ ТЕАТРУ СВОЙ КОСТЮМ

Есть и зрители, которые приходят по 15—20 раз на один и тот же спектакль. Так в Одессе образовался даже фанклуб спектакля "Вий". "Бывает, приду в очередной раз на "Вий", а некоторые реплики зрители изрекают раньше самих актеров. Многие крутят у виска, а нам нравится…" — говорит Лариса Пасечник.

"С детства хожу в театр, — говорит студентка Александра Фомичева. — В фаворитах все спектакли Ковтуна, "Эдип" в Украинском, а вот "Кармен" в оперном — как-то слабовато, или я чего-то не понимаю. "Лэдис найт" — три часа держит публику, а "Таксист" затянут, да и чувство юмора отдает вульгарщиной". Ирина и Руслан, которых мы встретили у окошка кассы, пришли в театр впервые: "До этого не ходили ни разу. Вчера знакомые были на "Ромео и Джульетте", им понравилось, посоветовали и нам сходить…"

Реклама

А у пенсионера Сергея Петрова для каждого из одесских театров отдельный костюм: "Летом, когда у театров каникулы, я сдаю их в химчистку. У нас в семье так принято было, а сейчас я и жену приучил".

АРТИСТЫ О СВОЕМ ЗРИТЕЛЕ:

Юлия Скарга, Русский театр

Иногда те, кто был на моих спектаклях, подходят, здороваются, кто-то просто улыбается, а другие шепчут: "Посмотри, она играла в "Школе жен". Есть некоторые актеры, которые смакуют каждый момент "распознавания", я же отношусь к этому спокойно. Мы такие же люди. Только на работу мы идем, как на праздник. Как-то раз после спектакля мне подарили сервиз, было очень приятно, как раз в тот день у меня были именины. А еще раньше в начале 90-х, когда зарплаты не выплачивали по несколько месяцев, мой сосед по рекомендации подруги решил сходить в театр, знакомая ему намекнула, что было бы учтиво подарить цветы и что-то еще на его усмотрение. И вот финал, мы раскланиваемся, выходит он и протягивает мне букет и продуктовый паек… там была головка сыра, палка колбасы, шампанское, кофе и красная икра.

Яков Кучеревский, Украинский театр

Бывает, с некоторыми поклонниками, даже начинаем дружить, а потом они мне признаются, что выгляжу я довольно сурово, даже страшно было подойти. Я не призываю зрителей любить себя, поэтому они обычно просто благодарят за спектакль, сфотографироваться, автограф взять — нормальные дела, особо не досаждают. Даже по улице, когда иду, вижу — узнали, я поклонницам машу правой рукой, на которой у меня обручальное кольцо, чтобы имели ввиду.

Кирилл Туриченко, Музкомедия

Самые отчаянные фанатки узнают мой адрес, поджидают после концертов, бывают даже телефонные звонки с угрозами убить себя. Теперь я стараюсь не отвечать, если звонит неизвестный номер. Пока я не особо страдаю от преследований, в основном поклонницы оставляют свои эмоции на сайте фан-клуба. А вообще девушки сильно поддерживают меня. Так, на отборе на Евровидение они сами изготовили бейджи, чтобы пройти за кулисы и раздавали флаеры с текстом: "Голосуйте за Кирилла".