Одесский порт хочет под крыло города

26 апреля 2011, 19:03
Эксперты: городу пойдут миллионы, а гавань развиваться не будет

Фото О.Константинов

Одесский порт, который еще недавно лихорадило всякий раз, когда по его поводу высказывались чиновники мэрии, теперь вовсю дружит с Думской площадью. Наполеоновские планы Гурвица, грозившегося вынести предприятие за пределы Одессы и обустроить на его месте набережную, окончательно сняты с повестки дня. Сейчас портовики и новые отцы города всерьез задумались о возможности перевода ОМТП из государственной в... муниципальную собственность.

Эту идею озвучил на заседании экономического совета при городском голове начпорта Николай Павлюк. "Сейчас разрабатываются поправки к проекту закона "О морских портах", – рассказал он "Сегодня". – Они предварительно предусматривают приватизацию портового хозяйства страны. Мы опасаемся, что в результате порт купит непонятно кто с целью последующей перепродажи. Альтернативой такой возможности и гарантией сохранения предприятия может стать муниципальный статус. Для Украины это дело новое, но в Европе многие порты работают таким образом. Правда. для того, чтобы муниципализация произошла, нужно соответствующим образом переделать проект закона".

Реклама

Мэр Одессы Алексей Костусев идею Павлюка поддерживает, что называется, обеими руками: "Для Одессы переход порта в статус муниципального был бы большим приобретением. Своим рождением Одесса обязана порту. – Город строился вокруг порта. И развитие Одессы зависело напрямую от порта. ¬ Город никогда бы не стал крупнейшим торговым центром юга, если бы не портовый транзит, хлебная торговля. Но, к сожалению, от нас пока ничего не зависит. ¬ Решение будут принимать на уровне ВР и правительства".

Мы решили выяснить, что приобретут, а что потеряют город и порт в результате такого "слияния". Большинство опрошенных нами экспертов сходятся во мнении, что больше всего выиграет от изменения формы собственности городская громада: сейчас порт перечисляет в бюджет Одессы около 30 млн грн ежегодно (подоходный налог, налог на землю, экологический и транспортный сборы), в то время как государство получает ежегодно за счет дивидендов и налога на прибыль в районе 270¬-300 млн. Если порт станет муниципальным, ситуация поменяется кардинальным образом. То есть, большая часть налогов будет оседать в городской казне.

В свою очередь, порт сможет перекинуть на одесскую власть заботы по поддержанию своей социальной инфраструктуры (детские сады, спорткомплекс, медсанчасть и т.д.) – ¬ это в районе 30 млн грн в год. А самое главное, решения, важные для порта, будут приниматься на местном уровне, не проходя семь кругов бюрократического ада в Киеве.

Реклама

Но есть у предлагаемой реформы и свои минусы, причем серьезные. "Менеджеры Думской со своим хозяйством справиться толком не могут, куда им портом рулить? – критикует инициативу Павлюка доктор экономических наук Николай Шутов. – За 20 лет независимости одесской власти не удалось сделать прибыльным ни одно коммунальное предприятие. Второй негативный момент – ¬ инвестиции. Выход из госсобственности означает невозможность привлекать средства для развития из бюджета страны, а отсутствие государственных гарантий вместе с коррупцией, которая на местах сильнее, чем в столице, может отпугнуть и частных инвесторов. Посмотрите, в каком состоянии наш аэропорт. Он, напомню, – муниципальный. В свое время, кстати, по этой причине УЕФА отказался от проведения в Одессе матчей Евро—2012". Ну, и в-третьих, говорят специалисты, уйти под крыло города — значит стать заложником местечковых политических разборок. "Клановые войны привели к вечной кадровой чехарде в КП. И если какой-нибудь "Зелентрест" еще выживает в таких условиях, то порт не сможет", — уверен политолог Василий Зырянский.

Как бы то ни было, вероятность того, что ОМТП отдадут муниципалитету, крайне низка: "Никто на это не пойдет, ведь приватизация – это реальные деньги, а передача гавани городу – это перемена мест слагаемых, от которой, как известно, сумма не меняется, – утверждает Зырянский. – Тем более, что если бы хотели, то давно уже превратили бы порт в КП. Ведь передать объект можно не принимая никаких новых нормативных актов. По закону об управлении объектами госсобственности, органами управления могут быть не только министерства, а любые другие структуры по решению правительства. В том числе городские советы. Я думаю, Павлюк просто подыграл мэру в информационном пространстве, сделал ему легкий пиар – больно тяжело сейчас мэру приходится".