Одесскому музею, из которого украли картину Караваджо, требуется 24 млн

21 января 2012, 11:02
Ремонт застопорился, залы остаются в лесах, а картины — в запасниках

Галерея. На стенах — лишь малая часть знаменитых картин. Фото: А. Сибирцев

Знаменитый Одесский музей Западного и Восточного искусства, из которого в 2008 году украли картину Караваджо "Поцелуй Иуды" — в плачевном состоянии. По словам директора музея Владимира Островского, ремонт, начавшийся в 2006 году, до сих пор не завершен. "Из 23 залов отремонтированы всего 8. Большая часть картин музея — в запасниках. На завершение ремонта нужно еще около 24 млн грн. Однако будет ли когда-либо выделена эта сумма, неизвестно", — пояснил Владимир Иванович.

Мы побывали в картинной галерее, чтобы убедиться в его словах воочию. "Маш! Отойди в сторону, а то на голову штукатурка упадет!" — такую реплику одной из посетительниц музея услышали мы в вестибюле хранилища культурных ценностей. "Вестибюль отремонтирован. Но потолок снова начал сыпаться. По сравнению с другими залами, вестибюль просто в отличном состоянии", — в доказательство директор музея показывает закрытые для ремонта залы. До сих пор в лесах и тот зал, где висела украденная картина Караваджо. После ее похищения на окнах поставили решетки. А о ремонте стен и потолков забыли. "Уже 3 месяца, как ремонт остановлен — нет денег", — констатирует Островский.

Реклама

Старинная мраморная лестница на второй этаж, опасно "играет" под тяжестью посетителей. На ней появились трещины. А в ноябре прошлого года музей чуть не замерз — старая отопительная система была разобрана, а новую еще не проложили! "Осенью музей мог лишиться всех уникальных картин — они не выдержали бы холодов. К счастью, тогда власти нам помогли. Но места для того, чтобы выставить на показ все наши сокровища, не хватает", — говорят музейщики.

"Я прочитала о сокровищах музея в интернете. Но кроме пары старинных картин и десятка полотен современных художников ничего не увидела. Где же те десятки уникальных французских и голландских картин?" — разочарованно спросила при нас туристка из России Елена.

Из-за незавершенного ремонта в запасниках лежат знаменитые на весь мир картины Франца Хальса, Алессандро Маньяско и Фраческо Гварди, богатейшая коллекция художников-ипрессионистов, скульптуры, а также собрание восточных произведений искусства. Уникальные полотна не выставляют и по другой причине — от времени пришли в негодность и рамы шедевров.

Реклама

"Все рамы полопались и в трещинах. У музея нет средств на их ремонт!" — уверяет реставратор музея Ольга Кущан.


Средств хватило лишь на 8 залов и фасад. Фото: А. Сибирцев

Интересно, что кража Караваджо (или копии его полотна, как мы писали, украинские эксперты убеждены, что "Поцелуй Иуды" написал Атилли) невольно привлекла к бедам музея внимание государства и частных спонсоров. Поставили новую сигнализацию, отремонтировали фасад музея. Бюджетных денег хватило лишь на ремонт 5 залов, еще 3 помогли отреставрировать местные меценаты. Но после шумихи о музее вновь забыли.

Реклама

"КАРАВАДЖО УКРАЛ КТО-ТО ИЗ РАБОЧИХ"

К слову, у Владимира Островского есть своя версия кражи знаменитой картины Караваджо "Поцелуй Иуды", мол, ее совершила не банда профессиональных грабителей антиквариата, а вор-одиночка из числа рабочих, занятых на ремонте музея.

"На картину положил глаз кто-то из рабочих. За время ремонта через музей их прошло больше сотни. Облюбовав картину, вор начал готовиться к ее похищению заранее. За месяц до кражи было разбито стекло в зале, где висело полотно. Новое стекло было вставлено в раму на тоненькие рейки на четырех гвоздиках, а не на замазку. В ночь кражи вор пробрался по лесам и аккуратно вынул стекло. Для нас до сих пор загадка, почему вор украл всего одну картину. В зале висело много уникальных полотен, и каждое стоит бешеных денег", — говорит музейщик.

Свои догадки Островский сообщил следствию. Интересно, что обвиняемые в краже из банды воров антиквариата, у которых был найден Караваджо, до сих пор утверждают, что шедевр выкрали не они, мол, он попал к ним через третьи руки.