Остаться и выжить: донецкие старики научились тратить по 10 гривен в день и спать в подвалах

6 февраля 2015, 07:29
Каждое утро пенсионерам приходится встречать с валерьянкой

Люди выживают, как могут. Фото: А. Уманец

Многие из донецких стариков снова увидели войну на пороге своего дома. Звуки рвущихся снарядов, погибшие мирные жители, пожары, вооруженные люди на улицах, слова "диверсанты", "гаубицы", "бомбоубежище" вернулись в лексикон как и 70 лет назад. И если молодежь смогла уехать из воюющего города, то старики остались, не в силах бросить нажитое. Или же уезжать просто некуда. Разочарование стариков все сильнее – пенсии украинские власти не выплачивают, а боевики бесчинствуют.

"Выживайте как хотите!"

Реклама

Нина Васильевна Иващенко, жительница Кировского района, показывает свою квартиру: кровать в спальне передвинута подальше от окна, стекла на котором заклеены крест-накрест толстым скотчем – он спасает стекла, когда ударная волна от взрыва снаряды проходит по улице. Стены завешаны коврами – старики как могут утепляются, потому что котельная по соседству часто останавливается из-за сильных обстрелов. На комоде лежат пенсионные банковские карточки – ставший бесполезным в Донецке пластик…

"Украина нас отрезала от пенсий, как будто мы уже не нужны никому, хотя я проработала почти 40 лет, у мужа подземный стаж больше 20 лет! Не накопили богатств, все верили, что государство не бросит, а как только началась война в Донецке, так нам как будто сказали "Выживайте как хотите!" А как? Кто-то подумал, когда принимал эти решения! Это кому они сделали хуже – простым людям, которые и так получали небольшие пенсии…", – со слезами в голосе рассказывает Нина Васильевна.

По словам женщины, житье-бытье пенсионеров никогда легким не было, а сейчас в Донецке и подавно. "К постоянным обстрелам, говорят, привыкнуть невозможно, а мы, кажется, привыкли. Ночью, бывает, проснусь от бабахов за окном, а муж спросонья говорит: "Это не к нам, это от нас, так что спи". Летом в подвале дома сидели почти целый день, когда страшно стреляли, сейчас уже никуда не побежим. Я все свободное время вяжу, телевизор мы не смотрим, нечего там смотреть. С продуктами как-то не очень хорошо в магазинах – полки пустеют, так приходится периодически к запасам обращаться. Гуманитарную помощь мы получаем, но отдаем соседям – они у нас очень больны, женщина не ходит вообще. Мы не голодаем, а им нужнее", – рассказала дончанка.

Реклама

Фото: AFP

В ее холодильнике и кладовке – мешок картошки, несколько упаковок макарон, кусочек масла. На столе – коробочка с недорогим печеньем и упаковка пакетированного чая. "Не шикуем, – объясняет Нина Васильевна. – Много денег уходит на питьевую воду – мы ее покупаем, потому что другой нет".

Реклама

Самое страшное для них, говорит Нина Васильевна – это потери друзей и знакомых. "Сосед наш погиб на улице от осколков, поехал проведывать друга в Киевский район и попал под обстрел, еще осенью. На соседней улице погибли люди в своем огороде от осколков, мы их знали хорошо. Страшно, очень страшно!" – говорит дончанка.

Уезжать некуда

Другой донецкий пенсионер Михаил Дворяцкий рассказал Сегодня.ua о том, как ему живется в доме без воды, газа и тепла. "Уезжать мне некуда, так что я тут останусь, сколько бог отмерил. Уже видел, кажется, все: и как люди погибают, и как дом горит от снаряда, и как сам снаряд летит. В доме у нас на Партизанском проспекте, тепла нет уже больше месяца – что-то сломалось, а починить не могут, аварийщики боятся приезжать. Хотя разочек приехали, яму вырыли во дворе и уехали. Вода до моего третьего этажа не доходит по трубам, напор маленький. В подвале идет по чуть-чуть, я техническую воду там и набираю. Газовые трубы тоже перебиты, я не знаю, где, ну да ладно – у меня электропечка есть. И чудом есть электричество!" – говорит Михаил Игнатович.

Житель Петровского района Алексей Демянчук уже никому ни на что не жалуется – устал. "У меня сейчас постоянное место жительства – подвал. Там тепло, хорошо, кровать я себе собрал удобную из старых матрасов и подушек, даже маленький телевизор на антенну какой-то канал принимает. Но я его редко включаю, что там смотреть? Там все время показывают обстрелянный город и погибших людей. С едой, правда, негусто – денег мало осталось, припасы заканчиваются. Одна вермишель осталась, которую кипятком заливают, только уже видеть ее не могу, – с легкой улыбкой говорит пенсионер. – Я же все жду, когда закончится стрельба, да хоть в магазин сходить, с соседями повидаться. Жена у меня сейчас в Харькове, помогает дочке с новорожденными внучатами, а я не поехал, за домом присматриваю. Вот даже собаку себе завел, чтобы веселее было. Жена каждый день звонит, воет в трубку, кричит "Выбирайся оттуда любыми путями!", а я успокаиваю, говорю, что жив-здоров, никуда не денусь. Наступит же мир когда-нибудь?"

Люди запасаются водой. Фото: AFP

Каждое утро с валерьянкой

Еще одна донецкая пенсионерка Анна Саергеева всю жизнь проработала в школе учителем начальных классов. Несмотря на все трудности и невыплату пенсий она не отчаивается. Объясняет – были времена и похуже. "Вспомните девяностые – точно также же впроголодь жили! Как-то же тот период все прошли, поэтому и этот переживем! Конечно, тогда не бомбили город, не гибли люди, многие не становились бомжами… Из-за "бахов" я каждое утро встречаю с валерьянкой. Но если постоянно жалеть себя и плакать – ничего ведь от этого не изменится. В кошельке денег точно не прибавится, а вот давление точно подскачет. Главное, что все мои живы и здоровы", – не унывает пенсионерка.

Дети Анны Васильевны уже несколько лет живут и работают в Киеве. Постоянно зовут к себе, но женщина отказывается. "Я не хочу бросать дом – его же просто разграбят. Да и муж у меня здесь похоронен. Плохо, что банки не работают – дети даже помочь ничем не могут. Только разве что мобильный телефон пополнить. Последний раз снимала деньги еще в октябре – вот их и растягиваю. Стараюсь ничего лишнего не брать. Знаете, можно прожить и на десять гривен в день! Три-четыре картошины или дешевая вермишель, два яичка и банка консервированной кильки. Примерно такой рацион каждый день. Хлеб сама пеку, так дешевле. А вот гуманитарку я не получаю, хотя и положено. Просто есть люди, которым она больше нужна, чем мне".

Напомним,по словам донбасских пенсионеров, в наибольшем дефиците сейчас — уголь и дрова для отопления частных домов, лекарства, и карточки пополнения счета для мобильных — чтобы старики могли общаться между собой и с родными.