Отвод тяжелой артиллерии: обстрелов стало меньше, но эксперты говорят об иллюзии мира, а боевики наращивают силы

5 марта 2015, 17:33
Украинские военные уже передислоцировали пушки "Рапира", "Рута" и самоходные артиллерийские установки 2С3 "Акация". Сегодня завершат отвод "Градов", а завтра – планируют переместить "Ураганы"

Отвод тяжелого вооружения начался 26 февраля. Фото: Фейсбук

26 февраля украинская сторона под наблюдением представителей ОБСЕ начала отвод тяжелого вооружения от линии противостояния на Востоке страны. Первый этап коснулся 100-мм противотанковых пушек "Рапира" и "Рута". Их транспортировали в районы, находящиеся не ближе, чем 25 километров от определенных в Минских договоренностях границах.

Реклама

Отвод артиллерии начали с "Рапир". Фото: Фейсбук

На втором этапе, 4 марта, наши военные отвели 152-мм самоходные артиллерийские установки 2С3 "Акация". А уже сегодня завершается третий этап. Как пояснил Сегодня.ua спикер Генштаба ВСУ Владислав Селезнев, в его рамках будут передислоцированы реактивные системы залпового огня. В первую очередь – "Грады". Если текущая обстановка будет сохраняться, то уже завтра вслед за ними последуют "Ураганы". Военные подчеркивают – речь идет только о тяжелом вооружении. Войска и стрелковое оружие по-прежнему останутся на прежних позициях.

"Передислокация тяжелого вооружения проводится на заранее подготовленные участки. Однако, в случае любых попыток боевиков перейти в наступление, командование готово оперативно вернуть технику на боевые позиции и отбить атаки", – подчеркнул спикер СНБО Андрей Лысенко.

Реклама

Впрочем, признал он, противник пока не спешит предпринимать аналогичные шаги. Более того, военные фиксируют активное перемещение сил боевиков.

"Также противник пытается скрыть вооружение и технику в ангарах и укрытиях. Группировки боевиков наращиваются на всех основных направлениях линии противостоянии, продолжается укрепление позиций на подконтрольных им территориях", – отметил Лысенко.

Реклама

ОБСЕ контролирует отвод вооружения. Но не в полном объеме для всех сторон. Фото: Фейсбук

Полной картиной отвода артиллерии боевиками не располагают и в ОБСЕ. По словам спикера миссии Майкла Боцюркива, наблюдателей не пустили к площадкам, куда они отводили технику.

"Мы наблюдали за тем, что техника двигалась, но еще рано давать подтверждение того, чтобы эта сторона осуществила отвод тяжелого вооружения. Главной проблемой является то, что они нам не дали доступ к пункту, где они держат оружие. Но мы не наблюдали, как они ехали от пункта "А" в пункт "В". Было несколько раз, когда они не дали нам доступ для того, чтобы наблюдать за отводом техники", – сообщил Боцюркив.

И, хотя количество артобстрелов существенно снизилось, а в Донецке, где прежде ежедневно звучали залпы, наступила тишина – говорить о полноценном мире на Востоке не приходится. Только за минувшие сутки боевики 40 раз нанесли огневые удары по позициям украинских военных и подконтрольных Украине населенным пунктам. Как сообщает Штаб военной операции, наиболее напряженная обстановка сохраняется на Донецком направлении, где из различных видов оружия были обстреляны Авдеевка, Опытное, Пески. Не прекращаются боевые действия на Мариупольском направлении. Здесь вновь из минометов и БМП боевики обстреляли поселок Широкино. В 23.44 в юго-западной части поселка после обстрела противником была предпринята попытка прорыва украинской линии обороны.

Отметим также, что с момента начала отвода артиллерии погибли не менее 4 украинских военных.

Кроме того, пользуясь затишьем, противник успел восстановить Дебальцевский железнодорожный узел. Теперь его используют для транспортировки вооружения и военной техники в район Дебальцевского плацдарма.

Эксперты: "Соглашение об отводе тяжелой артиллерии дало временную передышку"

Как считает военный эксперт Дмитрий Тымчук, боевики больше говорят, чем делают.

"Несмотря на заверения главарей "ЛНР" и "ДНР" об отводе значительной части тяжелых вооружений, эти заявления не соответствуют действительности. Отвод производится не на оговоренные Минскими договоренностями расстояния, а с тем расчетом, чтобы вернуть их на исходные позиции в течении 30-40 минут", – считает Тымчук.

Он констатирует, что в последние дни на Дзержинском и Артемовском направлении наблюдается концентрация формирований боевиков – всего зафиксировано 4 новых, подтянутых с юга ротных тактических групп с соответствующей артиллерийской поддержкой. Кроме того, в этих же районах продолжается активное накопление противником материально-технических ресурсов (в первую очередь топлива и боеприпасов, по отдельным калибрам завезено по 4-5 боекомплектов к переброшенным на данный момент вооружениям).

Обстрелы не прекратились.

В свою очередь Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский полагает, что отвод тяжелой артиллерии замораживает конфликт и грозит появлением новой лини фронта: "Само соглашение об отводе тяжелой артиллерии дало некоторое снижение интенсивности боевых действий, вследствие чего уменьшились потери и, наверное, все. То есть, это дало какую-то временную передышку для того, чтобы стороны, скажем так, привели себя в порядок".

По мнению эксперта Центра Разумкова, отвод тяжелой артиллерии не дает каких-либо гарантий безопасности пребывания в буферной зоне.

"В принципе, то, что сейчас делают, это какие-то полумеры, Если мы хотим остановить огонь, хотим избежать потерь, хотим договориться о какой-то линии разграничения, хотим вывести раненных и убитых, обменяться пленными, хотим оказать гуманитарную помощь населению, которое попало в зону конфликта – это и есть результаты, о которых необходимо говорить", – подчеркнул Сунгуровский.

С экспертами согласен и полковник запаса, участник первого миротворческого батальона Украины в Сараево Михаил Савченко. Как пояснил он Сегодня.ua, всю технику можно вернуть на прежние позиции без особых трудностей.

"Пушки калибром 100-120 мм отводятся примерно на 20-25 км. Но, учитывая, что эта техника по логике вещей должна стоять в готовности, то за 4-5 часов она будет возвращена на исходные позиции", – подчеркнул Савченко.

По его мнению, сейчас больше всего выигрывают боевики: "У них проблема с подвозом боеприпасов, которые можно подвозить только по хорошим дорогам, а их сейчас кот наплакал. Их задача сейчас – продержаться до весны, когда полевые дороги и поля могут быть использованы для снабжения".