Папа, который 15 лет работает волшебником

15 ноября 2008, 08:49
Добрый жулик из Одессы. Иллюзионист не верит в волшебство и скупает карты ящиками.

За работой. Виталий Шевченко демонстирует искусство манипуляции на свадьбах и корпоративах, фото А. Лесик

Реклама

В то время как бухгалтеры подсчитывают финансы, а строители возводят дома, фокусники по профессии достают из шляп кроликов, укрощают карты и заставляют исчезать монетки. Одесский иллюзионист Виталий Шевченко специально для "Сегодня" рассказал секреты своего ремесла, разоблачил свои же фокусы и заявил, что настоящего волшебства не существует.

Черный цилиндр, блестящий плащ и белые перчатки — вот что приходит на ум, когда мы слышим слово "иллюзионист". На деле же такой стереотип нельзя применить к современному фокуснику. У каждого из них свой личный образ, в частности наш герой отождествляет себя с племянником великого комбинатора Остапа Бендера из-за ловкого умения владеть картами и способности в миг обмануть зрителя. Правда, в отличие от Бендера, Виталий обманывает безболезненно: "Если у кого-то что-то исчезает, то потом обязательно возвращается к хозяину", — говорит он.

Мы встретились в уютной кафешке, и первым делом волшебник продемонстрировал несколько своих приемов. Руки мужчины склеивали карты, протыкали никелевые монетки и снимали кольцо с, казалось бы, замкнутого шнурка, повергая в шок окружающих нас людей. Но еще больше удивил всех пятилетний сын Виталия, продемонстрировав свой первый фокус, — прилипающую к руке шариковую ручку. Отец уверяет, что сын — его самый большой фанат. "Семья — это мой главный цензор. Когда я разучиваю новый номер, то сначала показываю его своим родным", — рассказывает Виталий и сразу же расставляет точки над "і", объясняя, что он не фокусник, а манипулятор. Говорит, что в этом искусстве есть несколько подразделений. Первое — иллюзия. Это большие сценические представления — распиливание тела, полет. Второе — побеги, к примеру, фокусы великого Гуддини, который умудрялся распутывать сети из веревок и выбираться из заколоченных сундуков. И третий тип фокусов — манипуляция. Это необыкновенное владение обыкновенными предметами. Именно этим и занимается Виталий. "Манипуляторы известны в узких кругах, не то что иллюзионисты, которые, как Дэвид Коперфилд, выступают на стадионах. Манипуляция — это больше, чем просто фокус, это психология. Нужно уметь отвлечь внимание человека. Особенно сложно, когда людей много", — говорит волшебник.

Реклама

Впервые он начал постигать это искусство в 15 лет, когда поступил в театральную школу. Среди прочих предметов в школе были уроки мастерства иллюзии. "Первый фокус я запомнил на всю жизнь, понял, что хочу раскрыть все секреты, и пошло-поехало", — вспоминает Виталий. В студенческие годы он уже работал профессионально, демонстрируя искусство манипуляции на корпоративах и свадьбах. "Тогда помню, мне платили по 20—30 гривен за выступление", — говорит фокусник. Сегодня ему платят до 100 долларов за один номер, правда, мировой кризис аукнулся и здесь. Виталий жалуется, что в последние месяцы люди стали меньше гулять и веселиться. "Сейчас, в принципе, не сезон. Вот ближе к Новому году все равно начнут праздновать", — уверен Виталий.

Шевченко вспоминает, что больше всего за всю карьеру волновался дважды — перед своим первым выступлением и когда развлекал приглашенных на день рождения мамы Юрия Стоянова. "Я сто раз выступал перед чиновниками, но волновался только перед Стояновым. Мне было очень важно его мнение, ведь он тоже артист, но Стоянову очень понравилось, он аплодировал и присвистывал", — говорит Виталий.

Реквизит фокусника, с которым он творит чудеса, стандартный — карты, монетки, сигареты, шарики. Больше всего Виталий любит показывать фокусы с картами, которые ему приходится покупать целыми ящиками. Есть несколько классических, но всегда поражающих фокусов — кролик, появляющийся из пустой шляпы, или вылетающие из пустой же сковородки попугаи. Кролики у Виталия дома не живут — максимум находятся до двух месяцев. "Только пока он маленький и помещается в шляпу или сковородку. Потом я их кому-то раздаю либо меняю. Один раз у меня купили карликового пушистика прямо на выступлении", — говорит Шевченко. Виталий признался нам, что ему иногда стыдно проделывать фокусы с появляющимися животными. "Все давно знают, что секрет в двойном дне. Сегодня каждый может приобрести себе такую сковородку и творить чудеса. Но я показываю это редко и то на детских праздниках. Для взрослых я больше импровизирую", — делится манипулятор. Виталий продемонстрировал нам один фокус с кольцом и веревкой в замедленном режиме. Оказалось, что суть лишь в обмане зрителя и ловкости рук самого фокусника, достигнутой годами тренировок.

Реклама

ПОЙМАЛ ЗУБАМИ ПУЛЮ

Одесса — родина многих мастеров иллюзии. В свое время здесь удивляли фокусами чета Масеных, которая не одно десятилетие работала в городском цирке, Александр Кочеян, Александэр — автор фокуса "зигзаг". "Это когда девушку ставят в шкаф, а потом раздвигают его на малюсенькие части, а девушка на самом деле прячется в одной из них", — раскрывает тайны Виталий.

Были в истории фокуса, по словам Шевченко, и несчастные случаи. Это произошло во время фокуса с пулей, когда один человек стреляет из старинного пистолета в другого, а тот ловит пулю зубами. "Когда забивают в пистолет пулю, она помещается в специальное отделение шомпола и вместе с ним покидает ствол. Получается холостой выстрел. А один раз система дала сбой, и пуля осталась в пистолете. В итоге зрелище закончилось трагедией", — говорит Шевченко.