Песочных дел мастер

14 августа 2008, 10:40
В детстве, как и все дети, Олег Масалитин игрался в песочнице, сейчас нарасхват в Европе.

Фото из семейного архива

У скульптур Олега Масалитина живое выражение лиц, а их "кожа" похожа на настоящую. На теле видны малейшие складки и даже "шрамирование", которое наносят для украшения женщины в Африканских странах. Для передачи таких тонкостей песок является идеальным материалом, утверждает скульптор, который уже семь лет делает песочные изваяния.

ЗАМКИ НА ПЕСКЕ Песок для фигур привозят самый обычный, рассказывает мастер, участвовавший в возведении песочных городов в Финляндии, Бельгии, Голландии, Франции, Турции, России. В этом году впервые довелось поработать масштабно на родине, в Харькове. В песочном городе на площади Свободы его руками были созданы пять скульптур — добрый волшебник на входе, Конек-Горбунок, царь и царица, конь.

Реклама

Секрет приготовления песка для скульптур прост: его готовят заранее, просеивают, очищают от камней и всевозможных вкраплений. За качество песка ответственность несут компании-организаторы, дело художника — изготовление произведения. На возведение песочных городов у команды скульпторов уходит от нескольких дней до нескольких недель: организаторы задают тему, выдают фотографии, по которым скульпторы делают эскизы и воплощают их в песке. На пляжах, в парках и на площадях разных стран появляются объемные картины Африки, Египта, Древнего Рима, исторические, мифические и сказочные герои. Скульптуры покрывают обычным клеем ПВА, смешанным с водой, чтобы песочные гиганты выстояли в дождь и ветер. Кстати, век песочных скульптур недолог, но если повезет с погодой, они стоят не только летний сезон, но и весь год. Случается, мастера, приехавшие выполнять новый заказ, видят свои прошлогодние работы. Горячий сезон для песочных работ — весна, иногда за несколько весенних месяцев Олег выполняет сразу нескольких крупных проектов за рубежом. В прошлом году он сначала работал в Бельгии, потом — в Голландии, и сразу же переехал во Францию. Некоторые "песочные" скульпторы приезжают на работу с целой сумкой инструментов, но это ни к чему, уверен Олег, сам он возит с собой только лопатку, две петли для сложных деталей и три мастехина — для тонкой работы.

СВЕЖИЙ ПЕСОК За много лет работы Олег выучил песок во многих странах и выбрал лучший для себя — голландский. У него особый цвет и фактура, говорит скульптор. Правда, с каждым годом в песке, который используют для фигур, накапливаются частицы клея после разрушения прошлых изваяний. Поэтому в Харькове в этом году работать с песком было приятнее, он был свежий, специально отобранный и завезенный из Безлюдовского карьера. "Вся прелесть песка в том, что он дает уверенность, с ним можешь делать все очень быстро". Песчаные фигуры являются, по мнению Олега, разновидностью обычной гипсовой скульптуры, но он не считает их серьезным искусством. С песком можно экспериментировать, обучаться, "набивать руку", бесконечно оттачивать мастерство, "это как тренировка для спортсмена", говорит Олег. Специальной школы лепки из песка, конечно, нет. Олег с детства любил возиться в песке, лепить пасочки, как и все ребята из его двора. В школе он посещал художественную студию, потом — художественное училище на Ивановке, а затем — Худпром. "Многие, кто начинал со мной, поняли, что не хотят заниматься скульптурой, бросили. А у меня никогда не было сомнений", — говорит скульптор. Некоторые сокурсники Олега по институту теперь работают с ним в команде, возводят песчаные города за границей — например, польский скульптор Вячеслав Борецкий и харьковчанин Артем Самойлов. Кстати, в большинстве международных проектов харьковчане Олег и Артем — единственные украинцы из двух десятков песчаных мастеров-участников. Вообще, украинские скульпторы считаются в мире одними из лучших, не без гордости утверждает мастер. Он объясняет это тем, что в Украине, и, особенно в Харькове, существует отличная школа скульптуры.

АНГЕЛОЧЕК НА ГОЛОВУ. Первый раз Олег начал работать песком летом 2001 года

Реклама

Вместе с Артемом Самойловым он поехал на международный конкурс в Анапу, где ребята сразу заняли третье место, после чего их заметили серьезные компании. За несколько лет Олег построил около ста скульптур. Среди его работ в основном человеческие фигуры. Мастер говорит, что они удаются лучше всего. Кроме песка, Олег работает с гранитом, мрамором, бронзой. Говорит, что под песок надо подстраиваться, чтобы скульптура не поломалась раньше, чем ты ее закончишь. "Однажды на меня упала голова ангелочка, которого я только закончил. Было не больно, но очень обидно". А недавно Олег упал с вершины песочной горы, предназначенной для работы: в Польше тракторист убирал территорию городка и задел груду песка, на которой находился Олег.

МУЛЬТЯШНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ. "Все работы из песка монументальные, а вес каждой исчисляется даже не десятками тонн, а сотнями, — рассказал "Сегодня" Олег, — конкретную цифру назвать сложно. В мире по песку сильны американцы, хотя зачастую они работают на скорость, теряя в качестве, да и профессионализма им недостает. Но вот песочные мультяшные и сказочные персонажи у них выходят лучше остальных. Замечательная декоративная архитектура у финнов. Неплохо работают испанцы и итальянцы, особенно создавая архитектурные сооружения. На просторах бывшего СССР потягаться в мастерстве можно, конечно, с ребятами из Москвы. Киевлянам тоже есть чем похвалиться, а харьковская школа с каждым годом набирает оборотов и составляет достойную конкуренцию по песку всем перечисленным".

ЗИМОЙ – СО ЛЬДОМ. Зимой Олег работает с другим не менее интересным материалом — льдом. За месяц в Москве командой создали шестиметровый Биг-Бен возле елки на Пушкинской, две сказочные горки для детворы в частной школе Подмосковья и полутораметрового Баяна (персонаж из мультфильма "Владимир Великий") с пчелиным ульем в руке. Технология изготовления ледяной скульптуры проста: заливают фундамент, из ледяных глыб складывают льдину, повторяющую что-либо. Дальше в ход идут бензопилы и стамески, с помощью которых от ледяного айсберга отсекают все лишнее, а чтобы блоки плотно прилегали друг к другу, их проклеивают естественным клеем — водой. Если погода будет хорошей, ледяные фигуры живут до трех месяцев. Небольшая оттепель не так страшна, как "холодный душ": скульптуры начинают плыть, теряя очертания, уже при температуре плюс 2—3 градуса. Дождь убивает ледяной дворец за несколько часов.