Пенсионер клепает храмы прямо на балконе

13 ноября 2007, 13:41
Харьковчанин Иван Карапетян строит церкви и монастыри … в собственной квартире.

Фото Н.Гончарова

83-летний Иван Карапетян — мастер каменных миниатюр — создал у себя на балконе целую галерею уникальных сооружений.

Создает свои архитектурные шедевры харьковчанин с помощью рук, обычной ножовки и напильника. Миниатюрные колонны размером не больше спички, точеные окошки и дверцы, звонящие по-настоящему колокола, внутри храмов – все как настоящее: крохотные люстры с мини-лампочками, которые мастер зажигает как по мановению волшебной палочки, алтарь, иконостас. Как такую ювелирную работу можно выполнить нехитрым набором инструментов непосвященному человеку понять трудно. "Люди думают, что камень — неодушевленный. Но я, когда беру его в руки и начинаю работать, он оживает. С камнем надо говорить! Я могу часами сидеть у своих работ и разговаривать с ними", — делится мастер.

Реклама

КОММУНИСТ И ХРАМЫ. Макеты церквей Иван Аршалуйсович начал строить тридцать лет назад — еще в Армении. До этого начальник спец-монтажного управления Главгаза Армянской ССР делал из камня и дерева только детские игрушки. А потом увидел в "Строительной газете" эскиз церкви, некогда стоявшей в селе Тараканово Московской области. Именно в ней в 1908 году венчался Блок с дочерью Менделеева. Какой-то художник нарисовал эскиз этого давно разрушенного храма. Уже через пару месяцев у Ивана Аршалуйсовича был готов ее макет. В оригинале церковь была деревянная, но верх ее мини-копии мастер сделал из камня. Фотографию макета он отправил в редакцию, и в Московской строительной газете напечатали статью и фотографию макета. "Увидев макет, одна московская журналистка захотела написать обо мне статью. Но ей сказали: еще чего не хватало, член партии строит храмы, куда это годится! И не разрешили. Оно и понятно, это был 1978 год", — вспоминает Иван Аршалуйсович.

ПОДАРЕННЫЕ И УКРАДЕННЫЕ. Сколько макетов ему удалось создать с тех пор, мастер подсчитать не может. Часть из них осталась в Армении — когда пятнадцать лет назад вместе с семьей переезжал в Украину, забрать свои сокровища так и не смог. Многие макеты дарит друзьям, знакомым и просто хорошим людям, поэтому его творения путешествуют не только по Украине, но и по Америке и Европе. "Признаюсь, очень много работ у меня и украли — просят люди посмотреть, а потом не возвращают. Или даже иногда домой приходят "благодарные зрители" и "уводят". Конечно, это неприятно. Да и с выставок очень часто работы возвращаются то с отбитым крестом, то со сломанной дверцей, а восстанавливать их очень трудно", — сетует мастер. Сейчас экспонаты его коллекции — украинские, армянские и русские храмы, пирамиды египтян и древних майя, буддистские "дома духов", гербы разных стран, выточенные из камня. Они занимают все свободные в доме полки и просторную лоджию. Мастерская располагалась прямо в квартире, и только недавно местные власти выделили под нее часть общего балкона в подъезде.

Материал для своих работ — травертин, туф, базальт мастер заказывает в самой Армении. В Украине таких нет. Знакомые и родственники отправляют драгоценный материал в Харьков самолетом. "С учетом всех расходов на такое "путешествие" килограмм камня обходится в 5-6 долларов. Один готовый макет весит около 10 килограммов, а ведь много камня еще уходит в процессе работы: сделал какую-то деталь — не понравилась, и приходится выбрасывать", — говорит Иван Аршалуйсович". Больше всего проблем возникает с таможенниками, которым приходится долго объяснять, зачем пенсионеру понадобилось столько камней.

Реклама

ЦЕРКВИ НЕ СТОЯТ НИ КОПЕЙКИ

Частенько мастеру предлагают продать то одну, то другую работу, и деньги сулят не малые — не одну тысячу долларов за понравившийся макет. "Это исключено! Подарить работу хорошему человеку я могу, но торговать ими ни за что не буду. Они же мне как родные!" — говорит Иван Карапетян.

Создает макеты сооружений он, в основном, по фотографиям или даже по историческим описаниям — каких-то церквей уже нет и в помине, какие-то сохранились лишь частично, какие-то, даже уцелевшие до наших дней, изначально строились без проектов. Масштаб и размеры сооружения приходится рассчитывать самостоятельно, учитывая не то что каждый сантиметр — миллиметр! Эту работу мастер доверяет любимой жене Людмиле Эдуардовне — математику по образованию. "Если ошибиться даже чуть-чуть в размерах это уже не будет точная копия. Такую работу приходится ломать и начинать все заново, — объясняет Иван Аршалуйсович. — К примеру, копию армянского монастыря ХIV века "Сурб-Хач", что в Крыму, пришлось делать 4 месяца. Я увидел его один раз, сфотографировал, по этому фото и журнальным материалам делал макет. Потом, когда все было почти готово, снова поехал в Крым и, посмотрев на монастырь еще раз, пришел в ужас.

Реклама

У меня было расхождение в размерах примерно на сантиметр! Пришлось многое изменить и заново изготовить купол церкви". Но "рекордсмен" по количеству переделок и затраченного на работу времени — макет Свято-Успенского собора, построенного в Харькове в честь победы в Отечественной войне 1812 г. Над ним мастеру пришлось корпеть 1,5 года! "Это самый красивый храм, который мне когда-либо приходилось видеть в Украине — легкий, воздушный, стройный. Но сколько работы с ним было! Там ведь одних лишь колонн больше 70, и каждую нужно выточить и подогнать по размеру. Но больше всего удивило меня то, что нигде не удалось найти проекта этого здания, даже современной копии. А если вдруг случится что-то, как его будут восстанавливать? Тоже по фотографиям?" — возмущается мастер. А вообще, архитектурные шедевры самому мастеру нравятся… всего лишь пару дней, а потом он начинает видеть в них кучу недостатков.